The Ipcress File 1965 (Досье Ипкресс)

  • Nikolay_B
  • 20 марта, 17:25
  • Просмотров: 59
Просмотр Тарантиновского «Однажды в Голливуде» сподвиг меня на погружение в мир кинематографа 1960-1970х. О некоторых фильмах, к которым есть прямые отсылки в фильме Квентина, я писал ниже. Этим постом начну (надеюсь, будут время/силы и на продолжение) обзор фильмов, которые не очень известны современному зрителю, но являются т.н. «классикой кинематографа». Начну с The Ipcress File 1965 (Досье Ипкресс) https://www.imdb.com/title/tt0059319/

Это первый из трех шпионских триллеров об агенте британской разведки Harry Palmer’е с Michael Caine’ом в главной роли Так же в фильме снимались Nigel Green, Guy Doleman, Sue Lloyd. Музыку к фильму написал John Barry – тот самый автор темы Джеймса Бонда и множества песен бондианы, например, From Russia With Love. Продюсировал все три фильма небезызвестный Harry Saltzman – продюсер фильмов про 007, начиная с самого первого (Dr.No) до The Man with the Golden Gun 1974 года.

Бондиана – тоже о шпионах, но Бонд, хоть и британский агент, но борется он со злодеями международного масштаба в различных локациях на Ямайке, в Турции, Японии, США, Таиланде и по всему остальному миру, рассекая на дорогущем Aston Martin’е, обедая в лучших ресторанах, соблазняя топ-моделей и при этом не задумываясь о бюджете. Гарри Палмер – не такой, он живёт на маленькую зарплату, спрашивая при переводе на другую работу, насколько её повысят, закупается продуктами в супермаркетах, любит готовить, классическую музыку и женщин (женщин, по его словам, больше, чем все остальное), а на работу ходит пешком или ездит на автобусе. Он носит очки, без которых видит очень плохо. До событий фильма Палмер служил в Германии, где его чуть не судили за аферу (как я понял, с алкоголем) и теперь он на крючке у своего шефа, который может дать в любой момент ход этому делу. По работе его заставляют работать, как бы сейчас сказали, «на земле» и потом мучиться, заполняя по каждому чиху бумажные отчёты. Никаких гламурных видов – мрачный Лондон и весьма угрюмые персонажи. Гарри Палмера может представить каждый: это такой смышленый парень-трудяга, который живет в соседнем от тебя доме.

Майкл Кейн блистательно и очень убедительно воплотил новый типаж британского агента – непослушного и дерзкого голубоглазого блондина, расследующего преступления, связанные с похищением ученых – достаточно типичная тема эпохи холодной войны. При этом агент не может полагаться на своё начальство, аристократов от разведки, которым пофиг, что будет с Палмером и другими агентами. Роль Палмера в этом фильме превратила Майкла Кейна в звезду первой величины.

Фильм снят весьма необычно – множество кадров, когда съемка происходит через окно телефонной будки, через очки, украшения и прочие предметы. Есть и очень необычные сцены, например, жесткий разговор агента со своим бывшим начальником, происходящий в супермаркете и сопровождающийся «аварией» магазинных тележек. Разумеется, есть и перекличка с бондианой, например, когда Палмера приглашают в мастерскую, чтобы выдать ему новый пистолет, он, как и Бонд в мастерской Q, без разрешения включает разные устройства. В бондиане есть персонаж из CIA Felix Leiter, который помогает агенту 007, здесь же черный сотрудник американской разведки следит за героем Кейна, а похже Палмер находит его убитым в своей квартире.

The Ipcress File – это напряженный и качественный шпионский триллер, в который погружаешься полностью. Да, он не такой закрученный, как, к примеру, Tinker Tailor Soldier Spy https://www.imdb.com/title/tt1340800 , но для середины 1960-х это откровенный прорыв. Впрочем, если убрать из фильма популярную в те времена психоделическую тему, фильм вполне себе современный. IMDB’ная оценка фильма 7,2 на мой взгляд занижена.

Вижу ли я какие-то недостатки у фильма? Да, и сейчас попытаюсь их сформулировать. Зная после первого просмотра, кто окажется в фильме «плохим парнем», смотреть фильм еще раз не особо интересно. Да, красивые съемки, отличная игра актёров, классные диалоги – всё это есть… Но прильнуть к экрану, как в первый раз, ИМХО не удастся. А вот с бондианой, которую знаешь наизусть, всё наоборот. Ты можешь смотреть фильм в 25й раз и опять наслаждаться им, открывая, при этом, всё новые жемчужины в диалогах, юморе, съемках, отсылках,… (за исключением фильмов с Тимоти Далтоном). Почему так – я не очень понимаю, наверное, сказывается масштабность производства. Я не нашел в открытых источниках данных о том, сколько составил бюджет фильма, но по моим ощущениям, он раз в 7-10 меньше, чем у вышедшего в конце 1965 года Thunderball’а. А деньги, как известно, решают многие проблемы.

Смотреть или не смотреть? Если не видели, то смотреть обязательно. Это действительно классный шпионский триллер, который продемонстрировал новое направление британского кинематографа, в котором отсутствуют пафосные и правильные герои, а окружающий мир сер, а не гламурен. Многие современные британские фильмы, взять хоть того же Гая Ричи, воспринимаются как творческое наследие этой тенденции.

Напоследок, несколько скриншотов

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/if1.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/if2.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/if3.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/if4.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/if5.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/if6.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/if7.jpg

Николай
Billion Dollar Brain 1967 (Мозг ценой в миллиард долларов) https://www.imdb.com/title/tt0061405 – третий фильм о приключениях британского агента

Спойлер: не тратьте своё время на этот «шедевр»

В 3-й фильме о приключениях Harry Palmer’а существенно изменилась команда. Да, продюсером остался Harry Saltzman, роль Палмера и его начальника полковника Росса остались за Michael Caine’ом и Guy Doleman’ом, соответственно. Oskar Hamolka, как и в предыдущем фильме, играет роль советского полковника. Роль главного злодея - американского нефтяного магната и по совместительству генерала Midwinter у Ed Begley, известного, например, по ролям в фильмах Hang 'Em High https://www.imdb.com/title/tt0061747 с Клинтом Иствудом и Deadline - U.S.A. https://www.imdb.com/title/tt0044533/ с Humphrey Bogart’ом. Главная женская роль у старшей сестры Катрин Денёв Françoise Dorléac. Дизайн начальных титров фильма делал Maurice Binder – бессменный title designer всех фильмов бондианы вплоть до своей смерти в 1991 году. Режиссером фильма стал неизвестный мне (приношу извинения за необразованность) Ken Russell – это его первый художественный фильм, до этого он работал на телевидении.

Изменилась и концепция. У Палмера до сих пор не хватает денег на нормальную жизнь, он ушел из спецслужбы и стал работать частным детективом, однако дыры в подошве его ботинок свидетельствуют об успешности этой работы. Но появляется бывший босс и Палмер оказывается втянут в историю почти Бондовского масштаба. Злодей – американский нефтяной магнат-генерал - сделал ставку на IT и, вложив миллиард долларов, внедрил у себя что-то среднее между MES (Manufacturing Execution System) и ERP (Enterprise Resource Planning) – (техзадание и архитектура системы в фильме не раскрыты) с элементами Small Data. Обмен данными вероятно осуществлялся через модемные соединения (ARPANET была запущена через 2 года после выхода фильма), пользователям системы в режиме онлайн была доступна информация о происходящем на скважинах, разбросанных по всем континентам, на НПЗ, а также о локации танкеров. Кроме того, эта волшебная система разрабатывала планы вторжения на территорию вероятного противника, сопряженные с применением бактериологического оружия, а также выдавала команды на устранение тех или иных политических и общественных деятелей. Какие конкретно наборы данных входили в Small Data в фильме не раскрывает. Система имела голосовой интерфейс, синтезатор и распознавание речи, а также умела выводить директивы на АЦПУ. Данные хранились на устройствах последовательного доступа (магнитные ленты), ввод команд (программ) осуществлялся с перфокарт. Основной дата-центр компании хоть и был оснащен системами контроля доступа и видеонаблюдения с применением PTZ-камер, но с разделением прав доступа в системе были огромные проблемы. Соответственно, и уровень защиты от эксплойтов был крайне низкий, что и показано фильме.

Генерал Мидвинтер, рефлесируя по поводу того, что западные страны не осуществили реальных мер поддержки Венгерского восстания 1956 года, построил собственную инфраструктуру для поддержки права наций на самоопределение, закрепленного к моменту выхода фильма пактами ООН. Странно, что в фильме нет ссылки на Карибский кризис 1961 года, где противостояние между странами чуть не привело к WW3. Сюжет фильма достаточно современен: мошенник Leo Newbigen, которого играет Karl Malden, убедил американского генерала, что в советской Латвии созрели предпосылки для примерно такого же восстания, как и 1956 году в Венгрии. Генерал готов участвовать поддержать свободолюбивых латвийцев, его волшебная IT-система разрабатывает план восстания. Лео Ньюбиген, нанятый генералом, из своего офиса в Хельсинки должен осуществлять разработанные мероприятия, на финансирование которых он получает от генерала-нефтяника деньги. Как нетрудно догадаться, финансирование-то он получает, а вот мероприятия осуществляет лишь в минимальных объемах, дезинформируя головной офис в США. За счет этого он и живёт. И тут появляется Гарри Палмер, который внедряется эту организацию, становится партнёром Лео, под видом их сотрудника добирается до Риги, где в отеле встречается со знакомым по берлинскому делу советским генералом, которого играет Oskar Hamolka. Потом Гарри вместе с Лео летит в США, где знакомится с генералом Мидвинтером.

Чувствуете – размах по истине Бондовский. Есть злодей если не мирового, то регионального масштаба, у него есть продвинутая техническая база. Есть его пособник в Европе, присваивающий деньги. Есть ироничный агент разведки, который перемещается между странами и континентами, вступая в контакт с разными акторами при этом умело и грациозно обходит подстроенные ему ловушки. Есть красивая женщина, правда, всего лишь одна на фильм, в отличие от бондианы.

Какой же крутой триллер можно было снять исходя из всего этого! Но что-то пошло не так. Режиссер Кен Рассел, с которым был заключен контракт, категорически не хотел работать над фильмом и сделал свою работу, как бы сейчас сказали «на отъ#бись». Фильм очень рвано снят – если первые минут 20 события раскручиваются по нарастающей, то потом ритм рвется, а всё превращается то ли в несмешную пародию на Бонда, то ли в то, как режиссер представлял себе альтернативную Бондиану. Мотивация у персонажей вроде бы должна быть, но актёры с постными лицами просто движутся и разговаривают в кадре, отрабатывая зарплату, вероятно понимая, что при нежелании режиссера творчески подойти к работе, из фильма всё равно ничего путного не выйдет. Американский генерал-нефтяник показан фашистом-фанатиком из комиксов, его наступление из Хельсинки на Ригу по льду Балтийского моря на бензовозах, переоборудованных под перевозку личного состава, не вызывает ничего, кроме желания покрутить пальцем у виска.

Проблемы этим не ограничивается. В фильме два положительных героя: Гарри Палмер и полковник советской разведки (Oskar Homolka). Сомнительно, чтобы это могло понравиться зрителям во время холодной войны, после подавления восстания в Будапеште, Карибского кризиса и за год до событий Пражской весны.

Но и это еще не всё. За 6,5 месяцев до выхода фильма в чудовищной автокатастрофе погибает исполнительница главной женской роли Françoise Dorléac – её автомобиль перевернулся и загорелся. Опознали её лишь по уцелевшим фрагментам чековой книжки и водительских прав. Думаю, всем понятно, с каким настроением команда работала на этапе пост-продакшна.

Результат всего этого закономерен: фильм, имевший изначально непонятное позиционирование (Бонд-2, пародия на Бонда, анти-Бонд или что-то ещё) и столкнувшийся с кучей проблем на всех этапах производства, получился откровенно слабым и неинтересным публике. IMDB’ная оценка 6,0 явно выдана авансом, я бы не оценил его выше 4,0. Широкому кругу любителей кино смотреть его я не рекомендую, считайте, что про агента Палмера снято всего два фильма. Исключение могут составить:
1. Фанаты Майкла Кейна
2. Желающие посмотреть на то, как выглядел Хельсинки в 1967 году (все натурные съемки производились там)
3. Те, кто хочет освежить в памяти, как выглядели ЦОДы, компьютеры и периферия в середине 1960-х – ввод данных с перфокарт и магнитных лент, работа АЦПУ, системы видеонаблюдения и контроля доступа показаны отлично.

Из забавных мелочей стоит отметить, что в начале фильма в кабинете Палмера мы видим фотографию Humphrey Bogart’а – любимого актёра Майкла Кейна. Ей Богу, этот бы портрет да в другой фильм…

Ну и напоследок накидаю скриншотов. Посмотрите их и поставьте для себе крест на этом фильме.

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb01.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb02.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb03.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb04.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb05.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb06.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb07.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb08.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb09.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb10.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb11.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb12.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb13.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb14.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb15.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb16.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb17.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb18.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb19.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb20.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb21.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb22.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb23.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb24.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb25.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/bdb26.jpg

Николай
Funeral in Berlin 1966 (Похороны в Берлине) https://www.imdb.com/title/tt0060437 -

Сорри, если баян и многие участники конфы фильм смотрели… Это второй фильм о британском агенте Гарри Палмере, которого сыграл Michael Caine. Продюсером, как и в первом фильме The Ipcress File, выступил Harry Saltzman, а вот режиссер поменялся. Здесь это Guy Hamilton, известный нам работами над фильмами Бондианы Goldfinger, Diamonds Are Forever и The Man with the Golden Gun. В роли Росса - начальника Палмера – как и в первом фильме Guy Doleman. Oskar Homolka отлично исполнил роль советского полковника Стока, работающего в Восточном Берлине, у Eva Renzi – главная женская роль израильской разведчицы, а её муж Paul Hubschmid сыграл роль главного плохиша Johnny Vulkan’а.

Как и предыдущий фильм о Палмере, это тоже базируется на романе Len Deighton’а. Но это уже совсем другой фильм. Режиссура Guy Hamilton’а убрала ненужную психоделичность, присутствовавшую в первом фильме, и сделала повествование более динамичным. Кроме того, этот фильм ближе к оригинальному роману, чем The Ipcress File. В результате получился очень закрученный шпионский триллер. Вместо мрачной атмосферы Лондона здесь разрушенный во время войны и разделенный надвое Берлин. Агент Палмер здесь также антигламурен и не пользуется никакими гаджетами, в отличие от Бонда. Он живет в самой обычной недорогой квартире, носит дешевую одежду и просит у начальника поспособствовать беспроцентной ссуде в 800 фунтов на покупку машины. Герою Майкла Кейна до Бонда – как до луны. Но в этом фильме появляется много юмора и сарказма. Здесь великолепнейшие отточенные диалоги уровня фильмов о 007.

Harry Palmer: You're useless in the kitchen, why don't you go back to bed.

Colonel Stok: Do you play chess?
Harry Palmer: Yes, but I prefer a game with a better chance of cheating.

Johnny Vulkan: [dropping Palmer off to cross into East Berlin] Remember, you're Edmund Dorf.
Harry Palmer: How can I forget?
Johnny Vulkan: You have the address?
Harry Palmer: Yep... and my Luger pistol, and my cyanide pills and my inflatable Batman suit.

Harry Palmer: Do you mean that Her Majesty's government employs ex-Nazis, sir?
Ross: [referring to Palmer himself] And thieves, Palmer.

Harry Palmer: Oh, by the way, is old Klaus Burger still alive?
Reinhardt: The forger?
Harry Palmer: Yeah, the forger.
Reinhardt: I'd like to run you out of Berlin, Palmer! You and MI5 and the Deuxième Bureau and the CIA and the rest of them. Then I can do my job instead of providing work for every forger, confidence man, thief, and murderer in this town!
Harry Palmer: Oh, I agree, I agree, I agree. But... is old man Klaus still alive?

Фильм снимался на реальных локациях в Берлине, мы видим реальный Checkpoint Charlie, аэропорт Tempelhof, Kurfürstendamm и другие известные места города, снятые в 1966 году. Достаточно подробный разбор локаций съемок можно посмотреть по ссылке https://darriuss.livejournal.com/638806.html

Спилберговский Bridge of Spies (Шпионский Мост) https://www.imdb.com/title/tt3682448/ 2015 года имеет в своем сюжете много общего с «Похоронами в Берлине»: помимо гнетущей атмосферы холодной войны, здесь и посещение агентом западных спецслужб Восточного Берлина, и переговоры с советскими разведчиками, и сцена передачи (здесь – гроба - последний скриншот, а у Спилберга – обмена) на мосту между Восточным и Западным Берлином. Да, понятное дело, речь идёт о временах холодной войны, но уж очень похожа эстетика и некоторые детали двух фильмов.

Что касается актёрской игры – её просто не замечаешь, ты погружаешься в водоворот событий, веришь и сочувствуешь героям. А раз так, значит актёры отыграли на 5+. Смотрится ли фильм через 54 года устаревшим? Мне кажется, что нет. Отлично передана атмосфера эпохи, актёры великолепны, съемки – на высочайшем уровне, повествование динамично, сюжет закручен.

IMDB’ная оценка «Похорон в Берлине» 6,9 на мой взгляд откровенно занижена, даже The Ipcress File оценен в 7,2. Этот же фильм гораздо более продуман, динамичен и выверен, здесь прекрасный юмор и запоминающиеся диалоги. «Похороны в Берлине» можно смотреть много раз, и в отличие от первого фильма, он не надоест. Это фильм уровня Бондианы, я бы оценил его как минимум на 8,0. Вопрос о том, смотреть или не смотреть, даже не возникает, конечно смотреть, если не видели!

Есть ли у фильма недостатки? Я считаю есть, он один, но очень большой: фильм не выходил на Blu-ray, я не нашел его даже в планах выпуска, есть только DVD-версия с обычным Dolby Digital, тут увы. Остаётся надеяться, что в какое-нибудь обозримое время фильм всё же выйдет в нормальном качестве и тогда я точно пересмотрю его заново!

Ну и напоследок, несколько скриншотов. Не ругайте за качество – это старый убогий DVD…

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib01.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib02.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib03.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib04.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib05.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib06.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib07.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib08.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib09.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib10.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib11.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib12.jpg

http://www.baranovna.ru/Photos/IF/fib13.jpg


Николай
а где скачать? что то ни один торрент не отвечает в смысле что сидеров нет
На рутрекере есть
Спасибо! Досье понравилось, нормальный психодел на с амом деле, саундтрек отличный. И да, очень в духе фильмов тех времен. Я помню нам в начале 90х много таких "дешевых" сериалов показывали, до сих пор помню название Invaders/Захватчики
https://www.kinopoisk.ru/film/327857/

Похороны тоже посмотрю