"Большая прогулка"

  • Ulisses
  • 12.05.2015, 10:51
  • Просмотров: 186
Ну что, давайте и я отчитаюсь...

Итак, 9-го мая я с своей семьёй и при поддержке учительницы первого класса, где учится младший сын, мы пошли на акцию "Бессмертный полк".
Как вы помните, я сделал детям майки с дедушкой-лётчиком. За что большое спасибо Андрею Кукушке! ;)
Но утром.. утром 9-го столкнулся с чувством справедливости у младшего сына. Он отказался одевать майку и надев школьную форму взял в руки портрет другого дедушки. Того что командовал точкой ПВО в блокадном Ленинграде, в начале на Чудском озере, потом на Пулковских высотах, а затем уже и на Дороге Жизни.
Итак, собрались. Пошли.
https://lh6.googleusercontent.com/-wDkk5xG_k5I/VVGhoHTGiQI/AAAAAAAAC9o/YW0Tps_nzA4/w1088-h612-no/WP_20150509_13_18_22_Pro.jpg

Народу реально было много. У всех светились глаза. Пели песни военных лет. Кричали УРА. Всё было честно! Мне понравилось.
https://lh6.googleusercontent.com/-F9aEC7-tY6k/VVGhqGEmMtI/AAAAAAAAC94/0yhr_z51phQ/w463-h823-no/WP_20150509_16_15_55_Pro.jpg

ну разве что, достигнув самой цели - "Красной площади", народ терялся. Был предоставлен сам себе. И был в некоторой растеренности. Вроде два часа шли... и что теперь. Думаю, тут надо доработать.
Но в целом организация была на высшем уровне. Всё чётко и понятно. Волонтёры и полиция перенаправляли потоки, что бы не создавались давки и пробки. Сделано было отлично.

И вот, довезя детей до дома, я схватил уже приготовленную для поездки сумку и сел в ЖД.
Неспешно пожужжа по Ленинградке, уже к 22:00 был в Вышнем Волочке. Переночевал в местной гостиннице и утром поехал в райцентр Фирово. Там у меня была назначена встреча с директором краеведческого музея.

Напомню вкрадце о истории.
Мой дед, лётчик бомбардировщик, выпустился из летного училища в 1937 году. Успел повоевать в Финскую войну, где служил в самой подготовленной 12-й эскадрилье. Им поручались бомбёжки в плохую погоду и ночью. Получил медаль "За отвагу".
А с приходом Великой Отечественной Войны, их перебросили в Рыбинск и отправляли бомбить подступающего врага на западном направлении, вплоть до Москвы. Пока я не получил документы полка, что бы выяснить какие именно задания выполнял мой дед.
Итак, 17.12.1941 года он погиб. Семейная легенда гласит, что он довёл разбитый самолёт до своего аэродрома, посадил и умер в кабине. Весь экипаж погиб еще в воздухе.
Но по официальным документам, его гибель зарегистрирована как авиакатастрофа. При этом, погиб еще один самолёт.
Конечно всякое бывает, судя по воспоминаниям лётчиков, от авиакатастроф погибло до 1/3 всего личного состава. Обращаюсь в архив и получаю два документа, в которых указаны ДВА места захоронения - в одном случае это деревня Жары (№3 на карте), в другом - деревня Гадыши (ныне Комсомольское №2 на карте). Но исследовав Викимапию я нашел аэродром в селе Градобить (№4 на карте).
https://lh6.googleusercontent.com/-gFmvwCcnctE/VVGl573TaoI/AAAAAAAADAU/CARyEk8VIYQ/w935-h823-no/%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B0%2B%25D0%25A4%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE.jpg

Поэтому мне нужна была поездка на место и уже там, на месте, поговорив с знающими людьми, попытаться выяснить правду.

Перым делом - краеведческий музей в Фирово. Это райцентр, туда стекается вся информация, в т.ч. и по ВОВ. Заранее взвонив директора этого музея, я договорился о личной встрече и... 10-го мая, утром, директор музея приняла меня у себя дома. Милейшая старушка. Проговорили около двух часов. Получил массу нужной информации. Описывать её не буду, но остановлюсь на самых важных. Первое, в 70-х годах прошлого века из этого музея были забраны документы о падениях самолётов на территории фировского района. Теперь эти документы в Твери, в музее Лизы Чайкиной. Буду запрашивать их, авось повезёт и там будет информация о самолёте деда.
Ну и второе, она свела меня с местным писателем и краеведом-энтузиастом, который живёт аккурат в том селе, где захоронен мой дед. Дело в том, что в 57-58 годах прошлого века, происходили укрупнения воинских захоронений и из сёл Жары, Гадыши и Градобить, всех свезли в один мемориал в селе Рождество (на карте №1).

Попрощавшись с гостеприимной хозяйкой музея я двинулся в село Рождество. Там ожидал меня писатель-краевед и собственно мемориал.
Начну с важного.
Вот мемориал.
https://lh4.googleusercontent.com/-Cda3rj2QC4k/VVGhCXzdc7I/AAAAAAAAC74/bj5f03ZSI7g/w1088-h612-no/WP_20150510_13_03_58_Pro.jpg
Всё чистенько, ухожено.
но!
:(((
Фамилия моего деда написана неверно. Инициалы верные и год рождения тоже. А вот с фамилией засада.
https://lh4.googleusercontent.com/-q2B0YnI_a9I/VVGhJJ3zoXI/AAAAAAAAC8g/xh-1zbNroTc/w1088-h612-no/WP_20150510_11_55_37_Pro.jpg

а теперь самое главное!!!!
ни на одной табличке нет больше ни одной фамилии ни его экипажа, ни второго разбившегося тут.
По документам МО о воинских захоронениях, они должны быть тут. Но тут их нет.

Поговорив с писателем-краеведом, понимаю, что мне теперь ехать в Гадыши (ныне Комсомольское №2 на карте). Еду туда. Нашел мемориал. Просто белый обелиск в центре деревни. Ни одной фамилии. Поговорил с местными. Ни кто ничего не знают. Да помнят, что переносили, но что-кто-куда, не помнят. В деревни школы нет. Обычно в школах хранится таки информация. Значит тупик.
деревня Жары (№3 на карте), больше не существует. Там только урочище. Опять тупик.

Хорошо, зайдем с другого бока!
где тут аэродром? Ведь если дед посадил машину, значит был аэродром. Из реально подтвержденного аэродром был в Градобить (№4 на карте). Еду туда.
Лётное поле заросло лесом. Если походить.... и знать куда смотреть, можно "увидеть" капониры для хранения самолётов. Ну и еще есть вот это.
[img]https://lh6.googleusercontent.com/-fU8wOg_J8gA/VVGhDlDJVBI/AAAAAAAAC8A/UI29yYbv2MA/w1088-h612-no/WP_20150510_15_11_27_Pro.jpg
[/img]https://lh4.googleusercontent.com/-mLXWsuu8e60/VVGhHBj0l9I/AAAAAAAAC8Q/k1M5qIHY2VI/w1088-h612-no/WP_20150510_15_11_11_Pro.jpg[img]

в деревни три дома.
Нашел местных... они конечно толком ничего не помнят и не знают. Но показали где были могилы лётчиков. Да, говорят, переносили останки в Рождество, но далеко не всех. Выкопали только тех что с краю, остальных оставили здесь же и сровняли землю.
Стою у края цепочки характерных провалов в земле. Могилы....
ни имён, ни надгробий. НИ-ЧЕ-ГО! :(((
А ведь еще писатель-краевед говорил, что собирали останки небрежно... кого-то свозили, кого-то оставляли.
:((((

Ну что же, вернулся я домой уже вечером. 5-6 часов жужжания 300-м мотором и я дома.

Что же теперь?
Теперь поеду в Тверь. Найду документы об упавших самолётах.
буду пинать ВышнеВолочёвский военкомат на предмет потерянных летчиков. Искать их могилы. И сделать новую табличку с именами, вписав туда два экипажа.
Ну и работу в архивах тоже ни кто не отменял. За два месяца до 9-го мая, ЦАМО отказывал в посещении, ссылаясь на загруженность. Значит пойду сейчас. Надо поднять УПК (учетно-послужную карточку). И попробовать найти документы полка. Хотя специалисты говорят, что толком там ничего нет. Ведь это 1941-1942 года - документов толком не составлялось или не сохранилось.

И вот что мне удалось выяснить, что 83-й полк дальнеборбардировочной авиации, где служил мой дед, на начало войны имел 32 самолёта. А к концу января 1942 года... в полку осталось только ТРИ(!) машины.
:((((((((


P.S. "Бессмертный полк" проходил и в Фирово и в Рождество. Говорят, что собрались ВСЕ! Все кто были в этот момент в сёлах. Пришли с портретами. Стояли. Вспоминали своих родственников фронтовиков, пели песни.




История не закончена. Буду продолжать
Обсуждение закрыто модератором
Молодец, большое дело...
Молодец, Вовка! Всё правильно делаешь.
Молодец!
Молодец, Вовка!
с документами того периода и правда засада, а если удается найти документы, то весьма вероятна и путаница.
как то еще в школе пытались выяснить фамилии летчиков, тоже Дб-3ф.
Сейчас там установлен памятник с именами, но почему то 4-человека, хотя в могиле лежат трое. А в самом начале 80-х нашли и очевидцев и могила вскрывалась, но тогда по номеру двигателя отфутболили, сказали документы не сохранились.
В моем случае тоже непонятка с именами.
В экипаже - 4 человека. Два экипажа. Значит должно быть восемь.
В донесении о потерях - семь человек. Не хватает стрелка-радиста в экипаже деда. Некого Иванова. Инициалов нет.
Летел без стрелка-радиста? Так не бывает!
Выжил? Раненого увезли в госпиталь?
Но в потерях полка за два последующих месяца нет стрелка-радиста по фамилии Иванов.
Так что тоже некоторая ниточка...
трое в экипаже возможно как раз. просто один обслуживал обе огневые точки.
пилот
штурман
стрелок-радист.
надо разбираться в информации когда какой был экипаж.
как раз НЕВОЗМОЖНО. могли выпустить без нижнего стрелка. Которого мог заменить стрелок-радист. Но именно его и нет в списке.
возможно. Ил-4 часто летали экипажем из трех человек.
четыре если стрелок и радист разделены по обязанностям.
да и я тебе привел пример трех человек в экипаже.
на вскидку, четвертый член экипажа, появился, когда ввели люковую огневую точку.
я думаю, что в начале 41-го могли быть самолеты и с ней и без нее.
не! Спецы говорят что НИКОГДА стреклов могли тасовать из экипажа в экипаж. А вот стрелок-радист, тот что в верхней турели подвешен - это свой член экипажа.

И эта... ДБ-3А, ДБ-2Б или ДБ-3Т имели по ТРИ члена экипажа. Тупой нос и "самодельную" турель снизу, пулемётом которой управлял верхний стрелок-радист при помощи верёвочки.
А нижнего стрелка сделали только в ДБ-3Ф. там было другое, более острое остекление носа и нижний стрелок.
значит так:
Дб-3ф начал выпускаться с конца 39 года.
Дб-3м (модификация с моторами м-87б), машины первых серий не имели люковой установки
Дб-3ф уже с моторами М-88, машины первых серий так же не имели люковой установки.
по результатам финской войны, выпущенные машины стали дорабатывать, но к началу войны не все самолеты первых серий были оборудованы люковой установкой.
точнее к сожалению информации похоже нет.
М.б. выпрыгнул или не нашли. А безвести пропавшим могли его и позже указать, после тех двух месяцев, х.з.
Молодец, хорошее дело. Что касается захоронений, мне наш ветеран рассказывал, как хоронили тех, кто в нашей братской могиле лежит. Там четыре обелиска и три фамилии. А на самом деле, собрали школьников, показали им, как привязывать труп за ногу, и отправили их собирать трупы вокруг озер и по лесочку. Как яма наполнялпась, ее засыпали и копали новую рядом. Так и похоронили всех, кто на виду был. А в итоге три фамилии. И там таких несколько могил в ближайшей округе, где мы грибы собираем.
я всё это прекрасно понимаю. это относится к гражданском населению и пехоте.
Но тут же ЛЁТЧИКИ!!! И в ТЫЛУ. Неглубоком, но тылу.
Лётчиков хоронили отдельно. А когда прошла запарка первого года войны, за телами приезжали спецкоманды из своих полков и забирали.

Ладно, дела давно минувших дней. :((
Но мне надо найти аэродром на который приземлился дед.
Местные говорят, что помимо Градобить, гда был размещен полк штурмовой и полк истрибительной авиации, был ложный аэродром между Гадышами и Рождество.
А так же есть сведенья что и в Жарах был аэродром, где делали дозаправку и довооружение самолётов.
будем искать.
Просто к слову, про запарку первых дней. То, что я описал, происходило уже после освобождения Смоленска, т.е. конец 43-го - всна 44-го. Но да, пехота конечно в основном.
Трудно тебе будет искать, не осталось совсем тех, кто сам помнит. Слава богу, если кто любопытный попадется, кто слушал рассказы и запоминал.
попробуй через центральный архив, раз полк известен.
попытаться найти донесения о потерях.
Оно у меня есть.
В донесении полка о безвозвратных потерях - дер. Жары.
В документах о захоронении - село Гадыши.
значит искать другие документы.
журнал боевых действий, акт о списании самолета и т.п. Работа очень кропотливая, документы бывало и задним числом составляли, если были большие потери в один день, могли их раскидать по другим дням.
С очевидцами сейчас очень сложно, на них полагаться не стоит.
пропавшие фотки
Re: пропавшие фотки https://lh4.googleusercontent.com/-mLXWsuu8e60/VVGhHBj0l9I/AAAAAAAAC8Q/k1M5qIHY2VI/w1088-h612-no/WP_20150510_15_11_11_Pro.jpg

https://lh6.googleusercontent.com/-fU8wOg_J8gA/VVGhDlDJVBI/AAAAAAAAC8A/UI29yYbv2MA/w1088-h612-no/WP_20150510_15_11_27_Pro.jpg
и еще. Договорился с директором музея в Рождество, что в сентябре приеду сюда с детьми и мы подарим музею модельку 1/48 ДБ-3Ф, на котором летал мой дед.
Старший сын обещал собрать, ведь он ходит в кружок "Юный моделист" и раскрасит самолёт во всех подробностях и в цвета 83-го ДАБП.