Деревенский офф-роуд

  • TERRA_INC
  • 03.08.2001, 22:49
  • Просмотров: 276
Ездил на несколько дней к своим в деревню. Отсутствие необходимости буквально через несколько часов мотать обратно в Москву за 300 км позволяет немного оттянуться на бездорожье, оставляя время на устранение возможных последствий этих развлечений. В этот раз удалось не только развлечься, но и заметно расширить свои представления о внедорожных возможностях своего ЛуАЗа. Конечно, Володька (van) давно уже считает меня саботажником своего внедорожного мероприятия и уже ездил - пытался добить ту лесную подмосковную дорогу в одиночку, так и не дождавшись моего отпуска. Но я его и сам все никак не дождусь. В итоге только и успеваю мотаться по выходным в свою Которь, и до сих пор не нашел времени привести машину в относительный порядок (после этой зимы что-то начало глючить в цепях управления блокировкой переднего моста и она не работает - езжу, как и на обычном ЛуАЗе, только с задней). И весь офф-роуд - только там же, в деревне.<P>Началось все с того, что решили прокатиться в Уругу, что в соседнем Сухиническом районе, попроведать приятеля моего сына, Лешки. В Москве живут в нашем же подъезде, а дом в деревне в свое время купили в этой самой Уруге. Добраться туда можно тремя способами. Можно выбраться на трассу, доехать до Сухинич и потом свернуть на дорогу, по которой в эту Уругу ходит местный автобус. Крюк километров 50-60 и совсем неинтересно - можно и на легковушке за час долететь. Можно, не доезжая до трассы, свернуть в Брыни на Гульцово, доехать до Сяглова и дальше на выбор - сразу сворачивать направо и пробиваться через границу между районами на Шихтино - Слизнево, или катить по грейдеру дальше до Сухого Сота - от него Уруга практически в прямой видимости, но тоже - через поле и местечки, развороченные тракторами от Т-150 и крупнее. Этот путь вдвое короче - километров 26-27. Наконец, есть короткая дорога от Котори до Сяглова через лес, позволяющая срезать еще 11 километров, но она очень тяжелая и последние лет 8 по ней насквозь я не ездил. Все эти дороги легко проследить по карте-двухкилометровке Калужской области. <P>В общем, трезво рассудив, что в гости надо приезжать относительно чистыми, туда поехали через Гульцово - Сяглово, оставив короткую лесную дорогу на десерт. На этот раз поехали на одной моей машине, втроем - взял обоих своих пацанов, Лешку и Антошку. Последние 10 лет ездил через Сухой Сот, оставив самые превратные представления о первых поездках через Слизнево. Но на этот раз решили проверить эту дорогу - свернули направо. Как потом оказалось, сразу после моста через речку надо было просто сворачивать на параллельную полевую дорогу, которая вела аккурат в это Слизнево. Но мы поехали по основной, кстати, нагло обозначенной на карте как нормальная дорога с покрытием. Когда-то это была хорошо спрофилированная дорога, небольшой участок которой от Сяглово через долину речки Уружки был замощен плитами, дальше через лес шла просто сильно разбитая различной внедорожной техникой дорога, а последний ее участок через поле до Шихтино был разбит уже так, что никаких других следов, кроме тракторных, на ней уже не наблюдалось - автомобили пробивались дальше объездными полевыми дорогами. За прошедшие 10 лет плиты с дороги как корова языком слизала, но участок через лес до поля оказался почти не развороченным (чувствовалось, что ездить по нему стали намного реже) и вполне проезжим, особенно если не пытать глубину колеи в самых глубоких лужах - там, где их можно было объехать по травке. На последний участок через поле, чувствовалось, никто уже несколько лет не совался - вся дорожная насыпь с колеями заросла травой выше пояса. Свернули на полевую дорогу. Она оказалась вообще лафой для паркетников - колей и луж практически нет, только очень скользкая после дождя - машину пару раз боком поставило, а поворот на спуске в ложбину она просто проигнорировала - правда, судя по следам, не одини мы такие там катались. Когда обратно поехали, по этой подсыхающей полевой дороге без проблем выбрались прямо к мосту через Уружку у Сяглова. <P>Доехали до перекрестка и прямиком - короткой дорогой через лес. Я уже как-то упоминал, что эта ведущая с севера на юг дорога, через Шлиппово - Шихтино - Сяглово, далее через лес на Хлуднево и Маклаки (а маклаками, кстати, в старину называли скупщиков краденого) - остатки того самого старинного тракта, на котором, по преданиям, в местном Брынском лесу сидел Соловей-разбойник. В общем, сразу выяснилось, что до нас от этого Сяглова на Хлуднево через лес за последние пару лет прошло максимум два-три трактора - не больше. Правда, поначалу это былинное "заколодела прямоезжая дорога - замуравела" на ум совсем не приходило - две аккуратные параллельные дорожки, засыпанные промытыми дождем камешками, уходящие в лес на затяжной подъем через заросли какой-то метровой травы навроде полыни, под палящим солнышком ассоциировались больше с дорогой из желтого кирпича, ведущей в Изумрудный город. Но, я думаю, если какой местной бабуле сказали бы, что по этой дороге на Хлуднево ушел какой-то джип и не вернулся - она бы перекрестилась.<P>Первая поездка ради чистого любопытства по этой дороге ночью, в дождь 10 лет назад запомнилась совершенно невероятным количеством грязи в хорошо раскатанных колеях. Причем, самые жуткие воспоминания были связаны с положенной где-то на полпути поперек дороги в низинке огромной трубой, выпирающей над залитыми водой глубокими колеями. Но, помню, прополз туда и обратно без остановки, ни разу не вылезая из машины. Потом как-то еще пару раз там прокатился. Но в последние годы разок только сунулся на эту дорогу на километр со стороны Хлуднева, где она полегче - и обратно. Ездили за земляникой и пробиваться на Сяглово в планы тогда не входило. А теперь едем - просто кайф - мнем траву по пояс, эти камешки... Потом колеи стали глубже, лужи пошли. Ну, одну, другую, третью расплескали, брюхом почти не чиркаем. Дно у луж твердое, а скопившийся за годы ил - фигня. А дальше как-то сразу произошло нечто, от чего я до сих пор просто балдею. Небольшой сброс и за ним сразу - лужа, метров 7, и в общем-то даже не одна на всю ширину дороги, а две - между колеями сухо и травка растет, правда, лишь чуть возвышаясь над водой. На вид не серьезней, чем все предыдущие. Заруливавший Лешка, не долго думая, с хода в нее плюхается. И тут выясняется, что у правой колеи дна вроде как бы совсем нет. Йес-с-с! Следуют два тяжелых, смачных удара днищем о жесткий грунт - сначала мордой, потом кормой, - и машина, вылетев на середину лужи и расплескав с полкубометра воды, зависает на брюхе с креном градусов 25-30 на правый борт. Первая мысль:"Блин, доездились". Вторая:"Это сколько же в этой канаве придется топить машину, пока схожу за вторым, лешкиным ЛуАЗом". Третья:"Ну, вот опять - стоит только забыть дома видеокамеру, как начинается самое интересное". Говорю Лешке, чтобы он не глушил двигатель, поскольку выведенная под задний бампер выхлопная труба ушла под воду и уже вовсю пузыри пускает. Пытаюсь открыть свою правую дверь, но она тут же упирается в землю - хорошо хоть вода через порог не течет (видать, не сразу стекла в лужу обратно). Выбрались через левую, глянули на фыркающую в воду машину и наудачу решили все же попробовать ее вытолкнуть. Сел за руль, включил задний ход, ребята уперлись в переднюю панель - и произошло невероятное... Вопреки всякой логике, с первой же попытки конкретно сидящая на брюхе машина легко тронулась назад, проползла до края лужи и затем лихо выскочила обратно на дорогу. Только тут глянул назад в салон и обратил внимание, что в нем от правого борта плесканулась вода, уходя вниз через щели в полу под ковриками. Потом замерили глубину этой правой колеи в месте, где зависла машина - линейка уходила под воду в среднем на 65 см. Да, отрыть такое мог только трактор своими колесьями. Глубину левой колеи, для чистоты эксперимента, замерить тогда как-то не пришло в голову. По сравнению с правой она казалась сущей ерундой - не более 25-30 сантиметров. Потом долго ломал голову над объяснением этого "феномена". То, что выдвинутая до упора подвеска соответствовала дорожному просвету порядка 400 мм и висящая под таким углом на брюхе машина вполне могла доставать колесами до дна колеи - это и так было понятно. Почему висящий на брюхе ЛуАЗ, в отличие от любого другого джипа, гораздо легче вытолкать назад, чем вперед - это тоже понятно. Но, я так понял, почти самостоятельно выбраться из этой колеи машине позволило именно то, что те плоскости типа лыж (защиты картера двигателя и бензобак), на которых она оказалась вывешена, не только оказывали минимальное сопротивление ее продольному "волочению", но и позволяли ей при таком большом поперечном крене свободно сползать по скользкой глине вбок, в колею, до упора в нее колес. Если бы снизу выступало нечто типа картеров редукторов жестких мостов, вероятно, машина этим самым зацепилась бы за гребень и так и осталась бы на нем "балансировать". Во всяком случае другого обяснения этому своему "чудесному вызволению" я не нашел.<P>Ну, а дальше... просто взяли и объехали эту лужу по кромке дорожной насыпи, по травке - проблемой оказалось лишь выбраться из колеи, пришлось порядком сдать назад. А потом началось что-то вроде трофи-рейда, но всего на полдесятка километров и без секундомера - чисто в охотку и без какого-либо напряга. Лужи стали и побольше попадаться, с камышами в заболоченных колеях, хотя и не глубже полуметра. Но во все подряд, без разведки, уже не совались. Если возникало подозрение, что машина где-то может зависнуть на брюхе - сразу искали способ пробиться опять же по кромке насыпи в объезд. Да и жалко было как-то мутить чистейшую воду с плавунцами и головастиками и наматывать на колеса этот камыш - ну, хоть бы на пленку снимали это безобразие. Причем, еще задолго до середины этой дороги преодолели "точку возврата" - когда для объезда очередной лужи пришлось немного поработать топором и съехать на крутой боковой склон насыпи - чуть дальше она оплыла и позволяла вернуться обратно на дорогу (а вот в обратном направлении уже просто так не проедешь - машину будет стаскивать по склону вниз). Со стороны это воспринималось, наверное, как чистый прикол - когда крен влево начинает превышать где-то 35 градусов, пересаживаешься на боковой торец сиденья и преспокойно, бочком, продолжаешь заруливать, не съезжая на дверь и оставляя вертикальную проекцию своего центра масс на дорогу еще в пределах колеи автомобиля. Что нас ждало впереди, мы тогда еще не знали, но после того, что уже произошло, полагали, что нас на этой дороге уже ничего не остановит. Кстати, пугавшая меня раньше ложбинка с трубой оказалась ерундой - тут колеи за прошедшие годы почему-то стали помельче. Уже под конец, опять немного обнаглев и расслабившись, умудрились еще раз вывесить машину на жестком гребне, но удалось опять же сразу вытолкать ее назад. Только на этот раз мой младший Антошка умудрился уделаться струей грязи из-под колеса с ног до головы. Не доезжая до Хлуднево, свернули влево на точно такую же старую заброшенную дорогу, ведущую прямиком в нашу Которь. Ну, тут мы уже часто катались - можно было в свое удовольствие с хода выплескивать все лужи и скрести в колеях брюхом по грунту, ни о чем не задумываясь. Даже жалко стало, что эта короткая дорога такая короткая. В общем, съездили по делу - чайку попить. Потом, для профилактики, сделал "ТО по кругу" - поменял масло в колесных редукторах. Что интересно, следы воды и грязи наблюдались только в передних - видать, они все же чуть более нагреты от тормозов и при охлаждении в воде в них возникает большее разряжение. А передняя правая полуось оказалась по всей длине плотно обмотана выдранной травой так, что оказалась толщиной с руку - почему-то только она одна.<P>Эта поездка для меня лично оказалась любопытна по двум причинам. Во-первых, еще раз очень наглядно убедился в оптимальности "конфигурации" ЛуАЗа, как джипа, применительно к практической эксплуатации на всех тамошних деревенских дорогах - опять же по принципу разумной достаточности. Вероятно, УАЗ с военными мостами на этих дорогах вел бы себя столь же уверенно. Но он значительно больше и в полтора раза тяжелее, со всеми вытекающими отсюда последствиями (и два пацана, если он сядет, из колеи его уже вряд ли вытолкают). Соваться на эти дороги местным водилам на обычных УАЗах и тем более Нивах и в голову не приходит - они сугубо прагматичные мужики, не имеющие никакого влечения к джиперским приключениям и предпочитающие вообще не ездить там, где есть реальный риск посадить машину. Не буду о них судить, но во всяком случае ЛуАЗ по этим дорогам - едет! Куда тебе надо (глубоких бродов там нет). По большей части - без фокусов, прямо в колее. И - безо всяких лебедок и хай-джеков. Кто-то, конечно, может ехидничать, что у автора просто нет денег на приличную лебедку, с которой можно кататься значительно уверенней и легко преодолевать те участки, которые никакой джип сам по себе не проскочит. Это верно (завидую :)) ), но обратите внимание - это подразумевает и некоторое смещение системы внедорожных ценностей. Возможность "доехать на джипе, куда надо" и "дотащить джип, куда надо" - все же разница. Офф-роуд с винчеванием - это уже многоборье (пусть и культовое для большинства джиперских тусовок). Причем, предъявляющее к джипу диаметрально противоположные требования. Согласитесь, как только джип превращается в волокушу, ему и джипом-то быть уже не обязательно. Главное - был бы полегче и с плоским днищем, как тот же Запор - его, кстати, проще всего волочить через труднопроходимые участки. Или ТПК 967 - несколько тяжелее, но зато его невозможно утопить в болоте даже теоретически (плавает, блин). В этой связи вспоминается отчет об одном крутом джиперском рейде (напечатанный в журнале "Клуб 4х4"), который завершился у глухого таежного озера, на берегу которого были обнаружены рыбаки в компании с легендарным в тех краях красным Запорожцем. Оказалось, четверо здоровых мужиков при необходимости элементарно перетаскивали его на руках через те топи, через которые джипам удалось с трудом пробиться только с помощью своих лебедок. Так что когда мне заявляют, что ЛуАЗ или УАЗ вполне может заменить Нива с лебедкой - я только плечами пожимаю. Если кого-то увлекает сам процесс винчевания - да ради Бога. Но это - уже самоцель. Если стоит задача именно доехать (и получать удовольствие от самого процесса вождения) - в идеале джип должен позволять вообще не вспоминать про эту лебедку. Причем, обратите внимание на парадокс: денег, которые могут попросить за ЛуАЗ (который едет сам), может не хватить на одну лишь лебедку для "настоящего джипа" (который без нее сам в этих условиях ехать отказывается).<P>Ну а, во-вторых, очень любопытно наблюдать изменения в местной дорожной сети за последние 10 лет. В советско-колхозную эпоху все грунтовые дороги были одинаково разворочены тяжелой техникой и весьма активно использовались, включая межколхозные. Из моей Котори разные легковушки порой и на трассу-то лишь с помощью трактора за пузырь самогона могли выбраться (я в этой услуге, естественно, не нуждался). За 10 лет те большаки, что связывали деревни с райцентрами, были приведены в очень приличное состояние. А вот разные межрайонные и межколхозные перестали использоваться вообще. Колхозы развалились, тракторов почти не осталось, солярка перестала быть халявной и просто так, за бутылкой самогона, на тракторах уже не катаются. Но колеи-то остались, отбив у большинства охоту кататься на остальной технике напрямки - поскольку теперь стало гораздо проще и быстрее добираться до соседних деревень по большакам в объезд. Так что, похоже, теперь маршруты джиперских трофи-рейдов в сельской глубинке можно прокладывать прямо по топографической карте. Помечаешь на ней райцентры и те дороги, которые ведут от них к деревням. А потом выбираешь хоть самые жирные дорожные линии, ведущие поперек помеченных дорог. Камыши в заболоченных тракторных колеях и непримятая трава по пояс и выше просто гарантированы.<P>Алексей. <BR>
Обсуждение закрыто модератором
Интересно,но енто же сколько "кнопать"надо : Ездил на несколько дней к своим в деревню. Отсутствие необходимости буквально через несколько часов мотать обратно в Москву за 300 км позволяет немного оттянуться на бездорожье, оставляя время на устранение возможных последствий этих развлечений. В этот раз удалось не только развлечься, но и заметно расширить свои представления о внедорожных возможностях своего ЛуАЗа. Конечно, Володька (van) давно уже считает меня саботажником своего внедорожного мероприятия и уже ездил - пытался добить ту лесную подмосковную дорогу в одиночку, так и не дождавшись моего отпуска. Но я его и сам все никак не дождусь. В итоге только и успеваю мотаться по выходным в свою Которь, и до сих пор не нашел времени привести машину в относительный порядок (после этой зимы что-то начало глючить в цепях управления блокировкой переднего моста и она не работает - езжу, как и на обычном ЛуАЗе, только с задней). И весь офф-роуд - только там же, в деревне.<BR>: <BR>: Началось все с того, что решили прокатиться в Уругу, что в соседнем Сухиническом районе, попроведать приятеля моего сына, Лешки. В Москве живут в нашем же подъезде, а дом в деревне в свое время купили в этой самой Уруге. Добраться туда можно тремя способами. Можно выбраться на трассу, доехать до Сухинич и потом свернуть на дорогу, по которой в эту Уругу ходит местный автобус. Крюк километров 50-60 и совсем неинтересно - можно и на легковушке за час долететь. Можно, не доезжая до трассы, свернуть в Брыни на Гульцово, доехать до Сяглова и дальше на выбор - сразу сворачивать направо и пробиваться через границу между районами на Шихтино - Слизнево, или катить по грейдеру дальше до Сухого Сота - от него Уруга практически в прямой видимости, но тоже - через поле и местечки, развороченные тракторами от Т-150 и крупнее. Этот путь вдвое короче - километров 26-27. Наконец, есть короткая дорога от Котори до Сяглова через лес, позволяющая срезать еще 11 километров, но она очень тяжелая и последние лет 8 по ней насквозь я не ездил. Все эти дороги легко проследить по карте-двухкилометровке Калужской области. <BR>: <BR>: В общем, трезво рассудив, что в гости надо приезжать относительно чистыми, туда поехали через Гульцово - Сяглово, оставив короткую лесную дорогу на десерт. На этот раз поехали на одной моей машине, втроем - взял обоих своих пацанов, Лешку и Антошку. Последние 10 лет ездил через Сухой Сот, оставив самые превратные представления о первых поездках через Слизнево. Но на этот раз решили проверить эту дорогу - свернули направо. Как потом оказалось, сразу после моста через речку надо было просто сворачивать на параллельную полевую дорогу, которая вела аккурат в это Слизнево. Но мы поехали по основной, кстати, нагло обозначенной на карте как нормальная дорога с покрытием. Когда-то это была хорошо спрофилированная дорога, небольшой участок которой от Сяглово через долину речки Уружки был замощен плитами, дальше через лес шла просто сильно разбитая различной внедорожной техникой дорога, а последний ее участок через поле до Шихтино был разбит уже так, что никаких других следов, кроме тракторных, на ней уже не наблюдалось - автомобили пробивались дальше объездными полевыми дорогами. За прошедшие 10 лет плиты с дороги как корова языком слизала, но участок через лес до поля оказался почти не развороченным (чувствовалось, что ездить по нему стали намного реже) и вполне проезжим, особенно если не пытать глубину колеи в самых глубоких лужах - там, где их можно было объехать по травке. На последний участок через поле, чувствовалось, никто уже несколько лет не совался - вся дорожная насыпь с колеями заросла травой выше пояса. Свернули на полевую дорогу. Она оказалась вообще лафой для паркетников - колей и луж практически нет, только очень скользкая после дождя - машину пару раз боком поставило, а поворот на спуске в ложбину она просто проигнорировала - правда, судя по следам, не одини мы такие там катались. Когда обратно поехали, по этой подсыхающей полевой дороге без проблем выбрались прямо к мосту через Уружку у Сяглова. <BR>: <BR>: Доехали до перекрестка и прямиком - короткой дорогой через лес. Я уже как-то упоминал, что эта ведущая с севера на юг дорога, через Шлиппово - Шихтино - Сяглово, далее через лес на Хлуднево и Маклаки (а маклаками, кстати, в старину называли скупщиков краденого) - остатки того самого старинного тракта, на котором, по преданиям, в местном Брынском лесу сидел Соловей-разбойник. В общем, сразу выяснилось, что до нас от этого Сяглова на Хлуднево через лес за последние пару лет прошло максимум два-три трактора - не больше. Правда, поначалу это былинное "заколодела прямоезжая дорога - замуравела" на ум совсем не приходило - две аккуратные параллельные дорожки, засыпанные промытыми дождем камешками, уходящие в лес на затяжной подъем через заросли какой-то метровой травы навроде полыни, под палящим солнышком ассоциировались больше с дорогой из желтого кирпича, ведущей в Изумрудный город. Но, я думаю, если какой местной бабуле сказали бы, что по этой дороге на Хлуднево ушел какой-то джип и не вернулся - она бы перекрестилась.<BR>: <BR>: Первая поездка ради чистого любопытства по этой дороге ночью, в дождь 10 лет назад запомнилась совершенно невероятным количеством грязи в хорошо раскатанных колеях. Причем, самые жуткие воспоминания были связаны с положенной где-то на полпути поперек дороги в низинке огромной трубой, выпирающей над залитыми водой глубокими колеями. Но, помню, прополз туда и обратно без остановки, ни разу не вылезая из машины. Потом как-то еще пару раз там прокатился. Но в последние годы разок только сунулся на эту дорогу на километр со стороны Хлуднева, где она полегче - и обратно. Ездили за земляникой и пробиваться на Сяглово в планы тогда не входило. А теперь едем - просто кайф - мнем траву по пояс, эти камешки... Потом колеи стали глубже, лужи пошли. Ну, одну, другую, третью расплескали, брюхом почти не чиркаем. Дно у луж твердое, а скопившийся за годы ил - фигня. А дальше как-то сразу произошло нечто, от чего я до сих пор просто балдею. Небольшой сброс и за ним сразу - лужа, метров 7, и в общем-то даже не одна на всю ширину дороги, а две - между колеями сухо и травка растет, правда, лишь чуть возвышаясь над водой. На вид не серьезней, чем все предыдущие. Заруливавший Лешка, не долго думая, с хода в нее плюхается. И тут выясняется, что у правой колеи дна вроде как бы совсем нет. Йес-с-с! Следуют два тяжелых, смачных удара днищем о жесткий грунт - сначала мордой, потом кормой, - и машина, вылетев на середину лужи и расплескав с полкубометра воды, зависает на брюхе с креном градусов 25-30 на правый борт. Первая мысль:"Блин, доездились". Вторая:"Это сколько же в этой канаве придется топить машину, пока схожу за вторым, лешкиным ЛуАЗом". Третья:"Ну, вот опять - стоит только забыть дома видеокамеру, как начинается самое интересное". Говорю Лешке, чтобы он не глушил двигатель, поскольку выведенная под задний бампер выхлопная труба ушла под воду и уже вовсю пузыри пускает. Пытаюсь открыть свою правую дверь, но она тут же упирается в землю - хорошо хоть вода через порог не течет (видать, не сразу стекла в лужу обратно). Выбрались через левую, глянули на фыркающую в воду машину и наудачу решили все же попробовать ее вытолкнуть. Сел за руль, включил задний ход, ребята уперлись в переднюю панель - и произошло невероятное... Вопреки всякой логике, с первой же попытки конкретно сидящая на брюхе машина легко тронулась назад, проползла до края лужи и затем лихо выскочила обратно на дорогу. Только тут глянул назад в салон и обратил внимание, что в нем от правого борта плесканулась вода, уходя вниз через щели в полу под ковриками. Потом замерили глубину этой правой колеи в месте, где зависла машина - линейка уходила под воду в среднем на 65 см. Да, отрыть такое мог только трактор своими колесьями. Глубину левой колеи, для чистоты эксперимента, замерить тогда как-то не пришло в голову. По сравнению с правой она казалась сущей ерундой - не более 25-30 сантиметров. Потом долго ломал голову над объяснением этого "феномена". То, что выдвинутая до упора подвеска соответствовала дорожному просвету порядка 400 мм и висящая под таким углом на брюхе машина вполне могла доставать колесами до дна колеи - это и так было понятно. Почему висящий на брюхе ЛуАЗ, в отличие от любого другого джипа, гораздо легче вытолкать назад, чем вперед - это тоже понятно. Но, я так понял, почти самостоятельно выбраться из этой колеи машине позволило именно то, что те плоскости типа лыж (защиты картера двигателя и бензобак), на которых она оказалась вывешена, не только оказывали минимальное сопротивление ее продольному "волочению", но и позволяли ей при таком большом поперечном крене свободно сползать по скользкой глине вбок, в колею, до упора в нее колес. Если бы снизу выступало нечто типа картеров редукторов жестких мостов, вероятно, машина этим самым зацепилась бы за гребень и так и осталась бы на нем "балансировать". Во всяком случае другого обяснения этому своему "чудесному вызволению" я не нашел.<BR>: <BR>: Ну, а дальше... просто взяли и объехали эту лужу по кромке дорожной насыпи, по травке - проблемой оказалось лишь выбраться из колеи, пришлось порядком сдать назад. А потом началось что-то вроде трофи-рейда, но всего на полдесятка километров и без секундомера - чисто в охотку и без какого-либо напряга. Лужи стали и побольше попадаться, с камышами в заболоченных колеях, хотя и не глубже полуметра. Но во все подряд, без разведки, уже не совались. Если возникало подозрение, что машина где-то может зависнуть на брюхе - сразу искали способ пробиться опять же по кромке насыпи в объезд. Да и жалко было как-то мутить чистейшую воду с плавунцами и головастиками и наматывать на колеса этот камыш - ну, хоть бы на пленку снимали это безобразие. Причем, еще задолго до середины этой дороги преодолели "точку возврата" - когда для объезда очередной лужи пришлось немного поработать топором и съехать на крутой боковой склон насыпи - чуть дальше она оплыла и позволяла вернуться обратно на дорогу (а вот в обратном направлении уже просто так не проедешь - машину будет стаскивать по склону вниз). Со стороны это воспринималось, наверное, как чистый прикол - когда крен влево начинает превышать где-то 35 градусов, пересаживаешься на боковой торец сиденья и преспокойно, бочком, продолжаешь заруливать, не съезжая на дверь и оставляя вертикальную проекцию своего центра масс на дорогу еще в пределах колеи автомобиля. Что нас ждало впереди, мы тогда еще не знали, но после того, что уже произошло, полагали, что нас на этой дороге уже ничего не остановит. Кстати, пугавшая меня раньше ложбинка с трубой оказалась ерундой - тут колеи за прошедшие годы почему-то стали помельче. Уже под конец, опять немного обнаглев и расслабившись, умудрились еще раз вывесить машину на жестком гребне, но удалось опять же сразу вытолкать ее назад. Только на этот раз мой младший Антошка умудрился уделаться струей грязи из-под колеса с ног до головы. Не доезжая до Хлуднево, свернули влево на точно такую же старую заброшенную дорогу, ведущую прямиком в нашу Которь. Ну, тут мы уже часто катались - можно было в свое удовольствие с хода выплескивать все лужи и скрести в колеях брюхом по грунту, ни о чем не задумываясь. Даже жалко стало, что эта короткая дорога такая короткая. В общем, съездили по делу - чайку попить. Потом, для профилактики, сделал "ТО по кругу" - поменял масло в колесных редукторах. Что интересно, следы воды и грязи наблюдались только в передних - видать, они все же чуть более нагреты от тормозов и при охлаждении в воде в них возникает большее разряжение. А передняя правая полуось оказалась по всей длине плотно обмотана выдранной травой так, что оказалась толщиной с руку - почему-то только она одна.<BR>: <BR>: Эта поездка для меня лично оказалась любопытна по двум причинам. Во-первых, еще раз очень наглядно убедился в оптимальности "конфигурации" ЛуАЗа, как джипа, применительно к практической эксплуатации на всех тамошних деревенских дорогах - опять же по принципу разумной достаточности. Вероятно, УАЗ с военными мостами на этих дорогах вел бы себя столь же уверенно. Но он значительно больше и в полтора раза тяжелее, со всеми вытекающими отсюда последствиями (и два пацана, если он сядет, из колеи его уже вряд ли вытолкают). Соваться на эти дороги местным водилам на обычных УАЗах и тем более Нивах и в голову не приходит - они сугубо прагматичные мужики, не имеющие никакого влечения к джиперским приключениям и предпочитающие вообще не ездить там, где есть реальный риск посадить машину. Не буду о них судить, но во всяком случае ЛуАЗ по этим дорогам - едет! Куда тебе надо (глубоких бродов там нет). По большей части - без фокусов, прямо в колее. И - безо всяких лебедок и хай-джеков. Кто-то, конечно, может ехидничать, что у автора просто нет денег на приличную лебедку, с которой можно кататься значительно уверенней и легко преодолевать те участки, которые никакой джип сам по себе не проскочит. Это верно (завидую :)) ), но обратите внимание - это подразумевает и некоторое смещение системы внедорожных ценностей. Возможность "доехать на джипе, куда надо" и "дотащить джип, куда надо" - все же разница. Офф-роуд с винчеванием - это уже многоборье (пусть и культовое для большинства джиперских тусовок). Причем, предъявляющее к джипу диаметрально противоположные требования. Согласитесь, как только джип превращается в волокушу, ему и джипом-то быть уже не обязательно. Главное - был бы полегче и с плоским днищем, как тот же Запор - его, кстати, проще всего волочить через труднопроходимые участки. Или ТПК 967 - несколько тяжелее, но зато его невозможно утопить в болоте даже теоретически (плавает, блин). В этой связи вспоминается отчет об одном крутом джиперском рейде (напечатанный в журнале "Клуб 4х4"), который завершился у глухого таежного озера, на берегу которого были обнаружены рыбаки в компании с легендарным в тех краях красным Запорожцем. Оказалось, четверо здоровых мужиков при необходимости элементарно перетаскивали его на руках через те топи, через которые джипам удалось с трудом пробиться только с помощью своих лебедок. Так что когда мне заявляют, что ЛуАЗ или УАЗ вполне может заменить Нива с лебедкой - я только плечами пожимаю. Если кого-то увлекает сам процесс винчевания - да ради Бога. Но это - уже самоцель. Если стоит задача именно доехать (и получать удовольствие от самого процесса вождения) - в идеале джип должен позволять вообще не вспоминать про эту лебедку. Причем, обратите внимание на парадокс: денег, которые могут попросить за ЛуАЗ (который едет сам), может не хватить на одну лишь лебедку для "настоящего джипа" (который без нее сам в этих условиях ехать отказывается).<BR>: <BR>: Ну а, во-вторых, очень любопытно наблюдать изменения в местной дорожной сети за последние 10 лет. В советско-колхозную эпоху все грунтовые дороги были одинаково разворочены тяжелой техникой и весьма активно использовались, включая межколхозные. Из моей Котори разные легковушки порой и на трассу-то лишь с помощью трактора за пузырь самогона могли выбраться (я в этой услуге, естественно, не нуждался). За 10 лет те большаки, что связывали деревни с райцентрами, были приведены в очень приличное состояние. А вот разные межрайонные и межколхозные перестали использоваться вообще. Колхозы развалились, тракторов почти не осталось, солярка перестала быть халявной и просто так, за бутылкой самогона, на тракторах уже не катаются. Но колеи-то остались, отбив у большинства охоту кататься на остальной технике напрямки - поскольку теперь стало гораздо проще и быстрее добираться до соседних деревень по большакам в объезд. Так что, похоже, теперь маршруты джиперских трофи-рейдов в сельской глубинке можно прокладывать прямо по топографической карте. Помечаешь на ней райцентры и те дороги, которые ведут от них к деревням. А потом выбираешь хоть самые жирные дорожные линии, ведущие поперек помеченных дорог. Камыши в заболоченных тракторных колеях и непримятая трава по пояс и выше просто гарантированы.<BR>: <BR>: Алексей. <BR>:<BR>