Вот, опробовал в выходные пару новых приспособов

  • TERRA_INC
  • 12.03.2002, 00:34
  • Просмотров: 279
О первом приспособлении уже писал месяца полтора назад, но вот только на неделе мне его наконец выточили. Приспособление для "цивильной" сборки крестовин полуосевых карданов, без молотка и прямо "на весу". Зарисую нормальный эскизик этого приспособа - завешу как-нибудь. Внешне напоминает съемник шаровых опор, цепляется на ухо вилки кардана и, опираясь аккурат на ее базовую плоскость, строго перпендикулярно ей запрессовывает в гнездо стаканчик игольчатого подшипника. Последнее достигается за счет того, что силовой винт давит на стаканчик не непосредственно, а через промежуточный плунжер, исключающий перекосы, даже если само приспособление установлено на вилку не вполне соосно запрессовываемому подшипнику. Перебрал один карданчик. Сказать, что получил одно удовольствие от работы с этим приспособом - это ничего не сказать. Подобный кайф, вероятно, мог бы ощутить потомственный алкоголик, которого всю жизни приучали проталкивать пробку внутрь винной бутылки посредством молотка и деревянной палочки, и который ВДРУГ... изобрел штопор : )) . Причем, приспособление как нацепил, так даже дополнительно удерживать от проворота не требуется - оно хорошо фиксируется на вилке трением само по себе. Причем, когда эти стаканчики наконец начинают прессоваться без перекосов, и само усилие запрессовки заметно уменьшается. А если на винт приспособа поставить дополнительную дистанционную втулку, то его, вероятно, вообще можно будет просто тянуть до упора и потом сразу фиксировать стаканчик стопорным кольцом. Сборка в тисках (или на весу через траверсу универсальным же съемником, используемом и для разборки крестовины) нужной перпендикулярности не обеспечивает, проверено - подшипники подклинивает. Причем, вилки у ЛуАЗа высокие и в тисках заметно "дышат" - а это те же перекосы (по идее, при традиционных способах сборки стоит пользоваться калиброванной толстой пластиной - распоркой, вставляемой между ушами вилки). Причем, прикол еще в том, что у первой же переставлявшейся крестовины (со сломанного первичного валика колесного редуктора) на одном из шипов были обнаружены характерные смачные следы задира, оставленные иголками при запрессовке подшипника с перекосами (правда, на боковой, нерабочей поверхности, так что в заднем мосту крестовина еще походит). А с приспособом - в любой момент сборки крестовина остается совершенно свободной, не "закусываясь" подшипниками. Блин, делали бы такие - давно купил бы себе. В принципе этим же приспособом можно было бы и разбирать крестовины, но при этом нужно использовать дополнительные промежуточные оправки, и все равно - протолкнуть в одну сторону комплект деталей еще можно, а вот нацепить потом приспособ на противоположное ухо вилки не получится - помешает надвинувшаяся на нее соседняя вилка. В общем, для разборки нужно какое-то другое приспособление. Но в качестве такового, как я уже говорил, вполне сойдет и обычный универсальный "двухлапый" съемник с подходящей оправкой - стаканчиком (к примеру, торцовой головкой "на 30"). В принципе этот же приспособ должен сгодиться и для переборки других карданов (ЗАЗа, ГАЗа и УАЗа), где используется аналогичная крестовина. Вообще, жаль, что у ЛуАЗа нет прямого доступа к этим крестовинам - приходится как минимум откручивать колесный редуктор. А на том же УАЗе цивильная экспресс-замена крестовин без демонтажа самого карданного вала - операция, видимо, вполне реальная. Молоток потребуется только для того, чтобы легкими ударами сковырнуть стопорные кольца стаканчиков. А дальше всех делов-то - повыдергивать по очереди стаканчики одним приспособом и загнать на их место новые с новой крестовиной - другим, защелкнув на них те же стопорные кольца. <P>Второй приспособ где-то за час сделал сам - для облегчения демонтажа-монтажа первичного вала колесного редуктора без демонтажа самого редуктора (в том числе и с рычагом подвески). Нужда заставила - тот задний левый редуктор на старой машине приржавел нижними шпильками к рычагу насмерть, крестовина - в хлам, а подлезть к ней рычаг мешает. Н-да, неправильная какая-то конструкция вышла. Сам я до того никогда подобной ерундой не занимался, снимал редуктор и потом только перебирал, а тут решил отработать технологию, как обходиться без этого. Проблема заключается в том, чтобы обеспечить соосность при сборке всего комплекта находящихся внутри редуктора деталей - шестерни и дистанционного кольца (притом, что последнее вообще так и норовит провалиться вниз, в картер редуктора). Значит, нужна оправка. Выколотить вал посредством трубки и оставить ее в редукторе еще можно, а вот при сборке есть риск, что трубка вылетит из редуктора раньше времени, особенно если потребуется загонять вал в редуктор, постукивая по нему молотком. Решение проблемы оказалось простым. Нашел отрезок стальной трубы наружным диаметром 19 мм и с толщиной стенки 1,5. Отрезал 200 мм кусок, добившись от одного из его торцев максимально возможной перпендикулярности. На расстоянии 9 мм от этого торца по кругу просверлил 4 отверстия диаметром 4,5 мм. Взял гайку М10х1 и аккуратненько сточил болгаркой ее шестигранник "на 17" до круга диаметром 16 мм - чтобы ее удалось запрессовать внутрь трубки. Накрутил ее на хвостовик валявшегося старого первичного валика, не дотягивая 5 мм до торца его шейки, напрессовал до упора в этот торец поверх гайки трубку, и подварил к ней гайку полуавтоматом через те 4 поперечных отверстия, зачистив потом заподлицо получившиеся электрозаклепки. А на противоположный конец трубки приварил со стороны конуса старую колесную гайку "на 22", призванную выполнять целых три функции. Во-первых, чтобы полученную оправку можно было ключом плотно притянуть к торцу вала. Во-вторых, чтобы по торцу оправки при необходимости можно было стукнуть молотком, не рискуя замять тонкую трубку. И, наконец, чтобы оправка не могла случайно проскочить внутрь редуктора (диаметр колесной гайки больше, чем внутренний у внешнего подшипника первичного вала). Пользоваться оправкой очень просто. Накручиваешь ее на резьбовой хвостовик выбиваемого вала, притягиваешь с легонца ключом к его торцу и молотком аккуратно выбиваешь вал из редуктора. Потом скручиваешь с оправки вал, а саму оправку оставляешь внутри редуктора задвинутой до упора. Под собственным весом она стремиться скользнуть дальше (поскольку у внутреннего подшипника посадочный диаметр под вал больше), но тот самый набалдашник на ее торце не дает ей проскочить внутрь. Перебираешь или меняешь первичный валик, вкручиваешь обратно в оправку до упора и приспокойно загоняешь на свое место обратно в редуктор, даже не прикасаясь к этой оправке - все одно не выскочит и даже не отскочит. Меньший максимально возможного на 1 мм диаметр оправки позволяет не столь критично относиться к ее геометрии. Чуть кривая или несоосная - все равно без проблем пройдет через редуктор вместе с валом. А той небольшой фаски, что имеется на торце крайней шейки вала, вполне хватает, чтобы не зацепить за острую кромку дистанционного кольца. Разумеется, такую оправку можно выточить и из цельного прутка. Свою-то я делал из того, что под руку подвернулось, да сварная и полегче будет. Только дополнительно еще раз отмечу, что у подобной монтажно-демонтажной процедуры есть один неприятный момент, о котором я уже упоминал в своих "Колесных редукторах". Первичный вал выбивается внутрь отверстия в поворотном кулаке или заднем рычаге, в котором полно грязи, которая вовсю сыплется и на сам вал, и на оправку. Приходится перед сборкой все поверхности, с которых может снова натрястись эта грязь на запрессовываемый вал и оправку, аккуратно чистить (постаравшись при этом опять же не натрясти внутрь самого редуктора) и смазывать тонким слоем солидола - чтобы сверху уже ничего не сыпалось, как ни постукивай. <P>Алексей
Обсуждение закрыто модератором
Re: Заинтриговал напрочь! Ждем с нетерпением... Я с дрожью вспоминаю переборку крестовин на ЗАЗе перед первым ТО и безвременно погибшие при этом тиски :(<BR>Алексей, подскажи по теме из своего богатого опыта:<BR>Стандартные крестовины (ЗАЗ) имеют шприц-масленку, а УАЗ-овские, которые я ставил - без оной! Это что, смазка предназначена на весь срок работы крестовин на УАЗах? И этого достаточно??<BR>С уважением,<BR>Георгий
Re: насчет крестовин УАЗа : Я с дрожью вспоминаю переборку крестовин на ЗАЗе перед первым ТО и безвременно погибшие при этом тиски :(<P>Круто ты с ними обошелся...<P>: Стандартные крестовины (ЗАЗ) имеют шприц-масленку, а УАЗ-овские, которые я ставил - без оной! Это что, смазка предназначена на весь срок работы крестовин на УАЗах? И этого достаточно??<P>Во-первых, мне сдается, что это была крестовина все же от Волги, а не от УАЗа (что в принципе все равно). Если бравый солдат в шапке-ушанке по команде "Шприцевать" залезет под свой УАЗ и не найдет на своем привычном месте пресс-масленку, я не знаю, что может произойти... :)) Скорее всего, он как полный дебил загремит на губу, поскольку целый майор мазаться-лезть под машину и устанавливать истину вряд ли захочет. Так что на УАЗе с этим не шутят - судя по тому, с каким упорством там отказывается переходить на самоподводящиеся тормозные колодки (которые изначально применялись на всех ЛуАЗах):)).<P>Насчет смазки - да, по моему опыту лучше собрать крестовину как следует, заполнить трансмиссионкой и вообще ее не трогать, чем периодически шприцевать литолом - до появления заметного люфта проходит по крайней мере не меньше. Пресс-масленка при его появлении способна заметно продлить агонию крестовины (особенно на бездорожье)- но не более того. Менять ее все равно придется, и если привыкнуть смотреть на них как на в принципе недорогой расходник - это не особая проблема. Бывает, собрав сдуру крестовину не той стороной, ее сами превращают в необслуживаемую. Но я бы предпочел таковые не ставить, тем более, что вряд ли они заметно дешевле, а рано или поздно крестовина начнет-таки накрываться... <P>Алексей.
Re: Благодарю! :
Чертежи и фотки --> на сайт. Не жмись! 8) : О первом приспособлении уже писал месяца полтора назад, но вот только на неделе мне его наконец выточили. Приспособление для "цивильной" сборки крестовин полуосевых карданов, без молотка и прямо "на весу". Зарисую нормальный эскизик этого приспособа - завешу как-нибудь. Внешне напоминает съемник шаровых опор, цепляется на ухо вилки кардана и, опираясь аккурат на ее базовую плоскость, строго перпендикулярно ей запрессовывает в гнездо стаканчик игольчатого подшипника. Последнее достигается за счет того, что силовой винт давит на стаканчик не непосредственно, а через промежуточный плунжер, исключающий перекосы, даже если само приспособление установлено на вилку не вполне соосно запрессовываемому подшипнику. Перебрал один карданчик. Сказать, что получил одно удовольствие от работы с этим приспособом - это ничего не сказать. Подобный кайф, вероятно, мог бы ощутить потомственный алкоголик, которого всю жизни приучали проталкивать пробку внутрь винной бутылки посредством молотка и деревянной палочки, и который ВДРУГ... изобрел штопор : )) . Причем, приспособление как нацепил, так даже дополнительно удерживать от проворота не требуется - оно хорошо фиксируется на вилке трением само по себе. Причем, когда эти стаканчики наконец начинают прессоваться без перекосов, и само усилие запрессовки заметно уменьшается. А если на винт приспособа поставить дополнительную дистанционную втулку, то его, вероятно, вообще можно будет просто тянуть до упора и потом сразу фиксировать стаканчик стопорным кольцом. Сборка в тисках (или на весу через траверсу универсальным же съемником, используемом и для разборки крестовины) нужной перпендикулярности не обеспечивает, проверено - подшипники подклинивает. Причем, вилки у ЛуАЗа высокие и в тисках заметно "дышат" - а это те же перекосы (по идее, при традиционных способах сборки стоит пользоваться калиброванной толстой пластиной - распоркой, вставляемой между ушами вилки). Причем, прикол еще в том, что у первой же переставлявшейся крестовины (со сломанного первичного валика колесного редуктора) на одном из шипов были обнаружены характерные смачные следы задира, оставленные иголками при запрессовке подшипника с перекосами (правда, на боковой, нерабочей поверхности, так что в заднем мосту крестовина еще походит). А с приспособом - в любой момент сборки крестовина остается совершенно свободной, не "закусываясь" подшипниками. Блин, делали бы такие - давно купил бы себе. В принципе этим же приспособом можно было бы и разбирать крестовины, но при этом нужно использовать дополнительные промежуточные оправки, и все равно - протолкнуть в одну сторону комплект деталей еще можно, а вот нацепить потом приспособ на противоположное ухо вилки не получится - помешает надвинувшаяся на нее соседняя вилка. В общем, для разборки нужно какое-то другое приспособление. Но в качестве такового, как я уже говорил, вполне сойдет и обычный универсальный "двухлапый" съемник с подходящей оправкой - стаканчиком (к примеру, торцовой головкой "на 30"). В принципе этот же приспособ должен сгодиться и для переборки других карданов (ЗАЗа, ГАЗа и УАЗа), где используется аналогичная крестовина. Вообще, жаль, что у ЛуАЗа нет прямого доступа к этим крестовинам - приходится как минимум откручивать колесный редуктор. А на том же УАЗе цивильная экспресс-замена крестовин без демонтажа самого карданного вала - операция, видимо, вполне реальная. Молоток потребуется только для того, чтобы легкими ударами сковырнуть стопорные кольца стаканчиков. А дальше всех делов-то - повыдергивать по очереди стаканчики одним приспособом и загнать на их место новые с новой крестовиной - другим, защелкнув на них те же стопорные кольца. <BR>: <BR>: Второй приспособ где-то за час сделал сам - для облегчения демонтажа-монтажа первичного вала колесного редуктора без демонтажа самого редуктора (в том числе и с рычагом подвески). Нужда заставила - тот задний левый редуктор на старой машине приржавел нижними шпильками к рычагу насмерть, крестовина - в хлам, а подлезть к ней рычаг мешает. Н-да, неправильная какая-то конструкция вышла. Сам я до того никогда подобной ерундой не занимался, снимал редуктор и потом только перебирал, а тут решил отработать технологию, как обходиться без этого. Проблема заключается в том, чтобы обеспечить соосность при сборке всего комплекта находящихся внутри редуктора деталей - шестерни и дистанционного кольца (притом, что последнее вообще так и норовит провалиться вниз, в картер редуктора). Значит, нужна оправка. Выколотить вал посредством трубки и оставить ее в редукторе еще можно, а вот при сборке есть риск, что трубка вылетит из редуктора раньше времени, особенно если потребуется загонять вал в редуктор, постукивая по нему молотком. Решение проблемы оказалось простым. Нашел отрезок стальной трубы наружным диаметром 19 мм и с толщиной стенки 1,5. Отрезал 200 мм кусок, добившись от одного из его торцев максимально возможной перпендикулярности. На расстоянии 9 мм от этого торца по кругу просверлил 4 отверстия диаметром 4,5 мм. Взял гайку М10х1 и аккуратненько сточил болгаркой ее шестигранник "на 17" до круга диаметром 16 мм - чтобы ее удалось запрессовать внутрь трубки. Накрутил ее на хвостовик валявшегося старого первичного валика, не дотягивая 5 мм до торца его шейки, напрессовал до упора в этот торец поверх гайки трубку, и подварил к ней гайку полуавтоматом через те 4 поперечных отверстия, зачистив потом заподлицо получившиеся электрозаклепки. А на противоположный конец трубки приварил со стороны конуса старую колесную гайку "на 22", призванную выполнять целых три функции. Во-первых, чтобы полученную оправку можно было ключом плотно притянуть к торцу вала. Во-вторых, чтобы по торцу оправки при необходимости можно было стукнуть молотком, не рискуя замять тонкую трубку. И, наконец, чтобы оправка не могла случайно проскочить внутрь редуктора (диаметр колесной гайки больше, чем внутренний у внешнего подшипника первичного вала). Пользоваться оправкой очень просто. Накручиваешь ее на резьбовой хвостовик выбиваемого вала, притягиваешь с легонца ключом к его торцу и молотком аккуратно выбиваешь вал из редуктора. Потом скручиваешь с оправки вал, а саму оправку оставляешь внутри редуктора задвинутой до упора. Под собственным весом она стремиться скользнуть дальше (поскольку у внутреннего подшипника посадочный диаметр под вал больше), но тот самый набалдашник на ее торце не дает ей проскочить внутрь. Перебираешь или меняешь первичный валик, вкручиваешь обратно в оправку до упора и приспокойно загоняешь на свое место обратно в редуктор, даже не прикасаясь к этой оправке - все одно не выскочит и даже не отскочит. Меньший максимально возможного на 1 мм диаметр оправки позволяет не столь критично относиться к ее геометрии. Чуть кривая или несоосная - все равно без проблем пройдет через редуктор вместе с валом. А той небольшой фаски, что имеется на торце крайней шейки вала, вполне хватает, чтобы не зацепить за острую кромку дистанционного кольца. Разумеется, такую оправку можно выточить и из цельного прутка. Свою-то я делал из того, что под руку подвернулось, да сварная и полегче будет. Только дополнительно еще раз отмечу, что у подобной монтажно-демонтажной процедуры есть один неприятный момент, о котором я уже упоминал в своих "Колесных редукторах". Первичный вал выбивается внутрь отверстия в поворотном кулаке или заднем рычаге, в котором полно грязи, которая вовсю сыплется и на сам вал, и на оправку. Приходится перед сборкой все поверхности, с которых может снова натрястись эта грязь на запрессовываемый вал и оправку, аккуратно чистить (постаравшись при этом опять же не натрясти внутрь самого редуктора) и смазывать тонким слоем солидола - чтобы сверху уже ничего не сыпалось, как ни постукивай. <BR>: <BR>: Алексей
Re: Ну лучше раз увидеть и т.д. :
Как только - так сразу. : : <BR>: : Алексей
После дождичка? : : : <BR>: : : Алексей
Сейчас за окном дождичек, так что - точно :)) Вообще, по крайней мере еще один человек из нашей конфы эти приспособы уже видел - это наш Мексиканец. Мне же нужно найти время перерисовать нормально картинку, а потом отсканировать ее и переслать Паулю или КАА для обнародования. По второму приспособу картинка в принципе не нужна, а первый мне сделали не в полном соответствии с эскизом (я не просил, например, делать корпус целиком, предполагая отверстие под тот плунжер развертывать напроход, а потом приваривать резьбовую втулку под силовой винт - мне же сделали заодно). Да и не на все были эти самые эскизы - каким должен быть плунжер, например, просто объяснил на пальцах.<BR>Так что подождите малость, вот накропаю понмногу ответ Михалычу про то, что думаю про свой завод, чтобы заодно все почитали... :))<P>Алексей.