Уфф, наконец собрал этот колесный редуктор

  • TERRA_INC
  • 25.03.2002, 23:51
  • Просмотров: 225
Пару недель назад писал тут, как снимал первичный вал заднего левого колесного редуктора на машине моего Лешки и перебирал его карданчик с помощью пары своих новых приспособов. Редуктор оказалось невозможно демонтировать с рычага - приржавели нижние шпильки, и переборка шла "прямо на месте". Тогда дело кончилось поставленным на место первичным валом с замененной крестовиной - остальную сборку оставил "на десерт".<P>В эти выходные разжился силиконовым герметиком, отмыл остальные демонтированные железки и приступил к сборке. Подробно описывать нет времени, но, пока не забыл, - расскажу о самом прикольном и, вероятно, полезном. Стоило наконец заглянуть внутрь редуктора, как тут же выяснилось, что обратный монтаж его вторичного вала - оси колеса обещает стать тем самым "тяжелым случаем". Требуха редуктора "старого типа" - с распором комплекта деталей на вторичном валу посредством двух тарельчатых пружин с дистанционным кольцом (на а/м поздних выпусков все это заменила одна витая распорная пружина). Короче, вся эта требуха висит на торчащем из редуктора центральном болте и центрированию не поддается. Еще хорошо, что ось колеса в подшипники и шестерню вставлялась от руки, а так - вообще тоска. Несколько попыток что-то там сцентрировать, зажать, вставить ось с прокручиванием и покачиванием, как иногда удавалось ранее, ни к чему не привели. Пробовал даже шуровать тонкой отверткой, просунутой через нижний сливной болтик боковой крышки (пробуя удержать шестерню в среднем положении, не давая комплекту тех колец за ней "просыпаться" вниз),пытался забивать внутрь Литол - безнадежно. Снимать боковую крышку и пробовать пошуровать при сборке за шестерней через боковое окно в картере - возможно, но малоперспективно, поскольку щель между шестерней и картером очень невелика, да и сам съем и монтаж этой крышки при установленном тормозном щите - операция хоть и возможная, но - очень неудобная из-за крайне ограниченного доступа к одному из ее крепежных болтов. Снимать рычаг и пытаться все собрать, ориентируя ось вертикально - возни еще больше (понятно, возможности завалить для этого всю машину на бок в гараже не было вообще никакой). В общем, сразу припомнил, как некоторые бились сутками над этой, в сущности, нехитрой операцией, а заодно того парня, которому 10 лет не дал вытянуть эту ось из редуктора на обочине поздней осенью у себя в Истре подле Новоиерусалимского монастыря. Короче, поковырявшись с часик, решил не убиваться с этой осью всю ночь напролет на субботу, а пойти и отоспаться - мож, что наутро и придет в голову.<P>Наутро первое, что пришло в голову - измыслить еще какую центрирующую оправку и зажим для сцентрированного комплекта деталей. Но, поскольку рабочий ход тарельчатых пружин очень маленький и прижима внутреннего кольца внешнего подшипника (N 7207) для создания преднатяга в комплекте деталей недостаточно, путь этот был явно тупиковый. Тут приходит в голову подумать, что может дать увеличение на торце вала-оси заходных фасок, и начинаю припоминать, что кто-то из приятелей в подобной ситуации вроде бы достиг успеха именно на этом пути. Торец лепестков вала, между которыми входит Т-образная головка центрального болта, действительно плоский - фаска очень невелика. Если сделать эту фаску на всю ширину лепестков, то все равно нет никакой гарантии, что они заскочат под тарельчатую пружину - у нее обратный конус, а ширина паза между лепестками где-то на 4 мм больше диаметра стержня болта (который центрируется в отверстии вала лишь чуть большего диаметра). Потом до меня доходит, что если фаску на торце лепестков сделать не плоской, а конической, и вести сборку при горизонтальной ориентации лепестков, шансы на их проскакивание внутрь висящих на болте колец очень велики. На удержание же головки самого Т-образного болта и посадку подшипника увеличенная фаска не повлияет (все одно лепестки торчат из подшипника наружу). Короче, оборачиваю чистенький вал тряпкой, оставив торчащими наружу одни эти лепесточки, затыкаю центральное отверстие в валу со стороны лепесточков (все это чтобы лишний раз не мыть деталь целиком) и - своей "болгарочкой" по этим лепесточкам (стараясь их не прижечь). Сначала снимается плоская фаска под углом примерно 45 градусов на всю ширину торца лепестков, параллельно грани паза. Потом - аккуратненько под тем же углом доводится до конической, при этом грань перехода фаски в шейку из косой эллиптической, спрямляясь, становясь кольцевой, а грань перехода в сам паз - наоборот, из прямой превращается в кривую эллиптическую. Особо "затачивать" фаску смысла нет - я оставил по кромке паза фаску где-то в полмиллиметра. Потом чистой тряпкой тщательно смахнул с лепестков пыль, освободил ось от тряпок и пошел вставлять. Понятно, как я и писал в своих "Колесных редукторах" ранее, на фланце оси колеса была заранее процарапана (параллельно пазу на ее конце) соответствующая черта, чтобы в на заключительном этапе сборки было проще "вслепую" совместить ту самую Т-образную головку с этим пазом (ориентируясь на шлиц под язычок стопорного кольца на резьбе болта). Сразу ориентирую центральный болт этим шлицем на его резьбе вверх (можно - вниз), чтобы Т-образная головка встала вертикально, и сую в редуктор ось соответственно лепестками в стороны по горизонтали. Короче, тридцать секунд небольших покачиваний - и ось уже стояла на своем месте, осталось только немного ее дотянуть до рабочего положения регулировочной гайкой и отрегулировать преднатяг в подшипниках. Добавлю только, что крепить полуось к кардану лучше всего уже после того, как вставлена ось колеса - так проще ее вставлять, придерживая и прокручивая первичный вал за карданчик рукой. <P>Почему такую фаску на торце вала сразу делают на заводе - не знаю. Могу только сказать, что монтаж-демонтаж оси колеса без демонтажа редуктора и задней резьбовой крышки картера инструкция по ремонту вообще не предусматривает, а если все это снято - то проблем действительно не возникает, поскольку все детали просто по очереди цепляются сзади на уже вставленный в редуктор вал. Что касается более позднего варианта с распорной пружиной, то здесь операция идет проще, поскольку преднатяг пружины большой, она стоит враспор даже при незатянутых подшипниках и ее можно предварительно сцентрировать хоть отверткой, просунутой сквозь шлицевое отверстие ведомой шестерни. Тут надо обратить особое внимание на внутренний кончик пружины - он очень склонен к закусыванию в щели между фаской внутреннего кольца подшипника и торцем оси, если "свисает" внутрь пружины (причем, закусывается одинаково - как кончиком лепестка с фаской, так и внутренним "донышком" паза, фаски не имеющего). Характерные следы закусывания (при попытках загнать ось внутрь редуктора молотком) придется тщательно зачищать, а надежда на успешную сборку, раз такое случилось, только одна - если в момент контакта лепестка оси с этим последним витком пружины сам кончик витка будет немного свешиваться в паз - так, чтобы лепесток смог немного отжать этот кончик пружины наружу, ЕЩЕ не успев его закусить, а немного отжатый таким образом кончик пружины - УЖЕ не мог закусить, проскакивая через торец-"донышко" паза. Помнится, иногда удавалось таким образом вставить ось, которую при попытке пропихнуть внутрь редуктора в произвольном положении закусывало просто безнадежно. Надеюсь, понятно объяснил :)).<P>Алексей.
Обсуждение закрыто модератором
Пока ты там редукторы кувыряеш, мы в лесу колею по 50см. прокладываем :)))<BR>Проехались на славу. Странным делом ничего не сломали (главный цилиндр сцепления умерший прямо в лесу - не в счёт). <BR>Первые впечатления от резины:<BR>1. резина филосовская и ездить на ней надо соответственно - если машина остановилась, не надо бросать газ и бежать лебедиться, немного посидеть подумать о вечном и, о чудо ;) поехал дальше.<BR>2. стандартная ситуация - передние колёса нагребают валики земли высотой в четверть колеса и машина встаёт. ХА-ха! Нагрёб по бампер (машина реально гребла бампером как отвалом) и ехал дальше.<BR>3. под конец рискнул перебраться через канаву в которую на колёсах размерностью 31 даже заглядывать не стал бы. Специально остановился в момент диагоналки, покачался туда сюда, тронулся и поехал.<BR>4. всю дорогу по понятным причинам опасались за шрусы, и когда с ходу пробил лёд в ручье и провалился (удар был такой, что двигатель заглох), был уверен, что как минимум шруса больше нет (ехал на первой пониженой, да вниз по склону оврага...). Но УАЗку так просто не сломать !!! Врубаю заднюю, затем первую и выползаю на противоположный склон.<BR>Итого:<BR> а) резина стоит и тех денег и тех ГИМОРОВ которыми она далась т.к. машина на ней мало чем уступает танку<BR> б) полностю оправдал себя специфический рисунок, резина не сильно зарывается и в тоже время уверенно идёт по глине. <BR>P.S.<BR>Хватит строить монстромобили в тёмных гаражах :)пора выезжать в лес. Планирую в это воскресение вытащить и тебя и Сашку (он вроде о КХ заикался).
Те дай волю - весь лес раскувыряш (+ о Жуковском) : по 50см. прокладываем :)))<P>Поясняю - это Володька делится впечатлениями от своей новой тракторной резины, о размерах которой (прежде всего ее ширине) он скромно умолчал :)). Не прошло и полгода, как наконец сделал ему уширители колеи, чтоб ему не разоряться на покупные (а то эти колесья за рессоры цепляли), и вот - первый выезд. Уже какой-то лесок перепахал - ему только дай волю. Он предлагает убедиться, что любой трактор круче любого джипа :)). Спорить трудно - иначе эти самые трактора давно ставили бы на колеса от джипов. Вот Саня на тебя насмотрелся и тоже собирается такие же колеи своим "монстриком" пахать - только неизвестно, когда его соберет такими темпами :)).<P>В следующий выходной, если и смогу куда выбраться, то - скорее в Жуковский. Там будет "Джип-спринт", в котором опять изъявил желание принять участие Амалицкий на своем восстановленном после позапрошлогодних "подвигов" 965-м. Причем, уже официально допущен к участию и оплатил стартовый взнос. Классифицировали его агрегат, говорят, как "прототип багги". Ну, хоть горшком назови... главное, чтобы в печку сунули. Возможно, надо было не мудрить с классификацией, а просто в целях повышения зрелищности взять и ввести понятие "Джокера". Машина (желательно - максимально прикольная) вне всякой классификации, которая может быть допущена по условиям безопасности соревнований, идущая вне зачета. Причем, при нечетном количестве вышедших на старт основных участников поиск такового тем более желателен, поскольку с помощью "Джокера" можно по-прежнему всех разбить на пары. Трасса в Жуковском, по слухам, будет вполне проходима для неполноприводной машины, так что опять может быть очень весело.<P>Алексей.
Перечитал Вроде все верно, только ковырялся в ночь на воскресенье, а не субботу :)).<P>: Короче, поковырявшись с часик, решил не убиваться с этой осью всю ночь напролет на субботу, а пойти и отоспаться - мож, что наутро и придет в голову.<P>Алексей.