О технике стрит-фотографии, кому интересно

текст Ильи Штуцы отличный, ибо все это работает на практике, проверено
букв много, но найдет, кто ищет

Как стать невидимым уличным фотографом – это такой вопрос, который волнует, наверно, большинство людей, которые начинают заниматься уличной фотографией – или хотят снимать людей, но боятся к ним подходить. Ответов, на самом деле, на него несколько, но все их можно разделить на две большие группы. Пользуясь языком поп-культуры, можно обозначить их как «решения для магглов» и «решения для магов».
Забавно, что если вы будете искать в интернете информацию по этому вопросу, вы найдете очень много ответов, принадлежащих к первой группе – и очень мало из группы второй. Стоит, видимо, поговорить об этом более-менее подробно.

Итак, сначала рецепты для «магглов». Их объединяет уверенность в том, что невидимым стать нельзя. Поэтому все они построены на обмане восприятия других людей, это такие уловки. Их описывает в своем блоге известный популяризатор стрит-фотографии Эрик Ким, их же повторяют на других сайтах.

Первый совет от Эрика Кима: если вы сделали чью-то фотографию, не убирайте сразу камеру от головы, продолжайте смотреть в видоискатель и делать вид, что вы что-то снимаете. Секунды три достаточно, чтобы большинство людей думало, что вы снимаете не их, а что-то позади.

Второй совет: Сделайте один снимок, потом подойдите на шаг ближе и сделайте еще один. Повторяйте этот процесс, пока не приблизитесь на некомфортное расстояние. В этот момент объект съемки вас наверняка заметит и посмотрит на вас, что даст вам возможность сделать еще один кадр. Но не уходите, сделайте еще шаг вперед и еще один кадр – просто чтобы сбить человека с толка, чтобы он подумал, что вас интересует не он, а что-то у него за спиной.

Совет номер три – не смотрите людям прямо в глаза. Это воспринимается как агрессия. Если у вас широкоугольный объектив, вы можете сделать фотографию человека, смотря в видоискатель не на него, а рядом с ним

Совет четыре – делайте вид, что вы снимаете что-то за спиной у вашего объекта. Собственно, в первых трех советах речь шла ровно о том же. В данном случае Ким имеет в виду вот что: если вы уже опустили камеру, все равно продолжайте напряженно вглядываться куда-то за спину незнакомца (можно еще головой покачать и языком поцокать – нет, не то, все не то).

Пятый совет – сделайте вид, что снимаете видео. Часто туристы на улице снимают видео на память о месте, которое им приглянулось, и прохожие, попав в кадр, обычно не придают этому значения (или стараются выйти из кадра, чтобы не мешать). Если включить дисплей камеры и плавно вести ее перед собой, можно незаметно сделать фотографию, тогда как все будут думать, что вы снимаете видео.

Кроме того, Эрик Ким советует носить непримечательную одежду, а также ходить снимать с друзьями – если вы не один, вы чувствуете себя более уверенно.

Советов второго рода, магических, то есть основанных не на трюках, а на работе с собственным вниманием и контроле собственного состояния, не так много. Мне удалось найти только вот это видео, где своими соображениями по поводу невидимости делится Мэтт Стюарт:

https://vimeo.com/34552659

Мэтт говорит, что самое главное – быть уверенным в том, что вы не делаете ничего плохого, что вы не вредите никому. Нужно, чтобы вы не излучали никаких негативных вибраций, и, прежде всего, страх. Мы животные, говорит Мэтт, мы чувствуем страх.

Это все, конечно, правда, и кому-то достаточно осознания этого, – что надо не бояться и быть уверенным, - чтобы начать тренироваться, преодолевать свой страх и, в конце концов, обнаружить, что страх исчез. Но что делать, если вы все понимаете, но вам кажется, что вы не можете ничего сделать с этим страхом?

Самый простой способ его преодолеть - привыкать снимать в такие дни и в таких местах, когда это получается легко - разные праздники и гуляния, вроде 9 мая, когда все вокруг с фотоаппаратами и камера в ваших руках воспринимается окружающими органично. На самом деле в такие дни просто легче себя в этом убедить, но этот трюк отлично работает. В день народного гуляния гораздо легче, на волне всеобщего ликования, почувствовать вдохновение и полет. А когда вы в состоянии полета, все происходит легко и естественно, вам просто в голову не придет бояться какого-то грозного (условного) дядьки, потому что этот грозный дядька такая же часть потока, как и вы сами. Соответственно, вы запоминаете это состояние и потом учитесь в него входить в любом месте в любое время.

Вот оно, ключевое слово – состояние полета! Оно же парение, кураж, или просто поток. На самом деле, умение входить в состояние потока и пребывать в нем важно не только для того, чтобы перестать бояться людей на улице. Это, собственно, ключ к тому, чтобы приблизиться к пониманию того, откуда берутся по-настоящему хорошие фотографии, те, которые «подарки» от мироздания, те, за которые мы и любим уличную (и вообще непостановочную) фотографию. Когда что-то вдруг происходит, какая-то неожиданность, а фотограф оказывается мало того, что в нужном месте в нужное время, так еще и готовым сделать кадр.

Казалось бы, это случайность, а случайностью управлять нельзя. Но почему-то с одними людьми такие случайности происходят чаще, чем с другими. Так может, они вовсе и не случайны, эти «случайности»?

Видите, я уже отвлекся от страха перед незнакомыми людьми и говорю о том, как сделать хорошую фотографию. Именно так это и работает! Пока вы сосредоточены на своем страхе, вы не находитесь в контакте с миром, в потоке, вы сконцентрированы на себе, Вы боитесь, что объект вашего интереса будет проявлять по отношению к вам агрессию – значит, вы же эту агрессию и проецируете (кстати, если вы вдруг не боитесь, но все равно сталкиваетесь с агрессией – это значит, что выходит наружу ваша скрытая агрессия. Это можно и нужно отслеживать и тоже с этим работать осознанно). Карлос Кастанеда сказал бы, что вы индульгируете на чувстве собственной важности. Рецепт прост – надо переключить внимание, отвлечься.

И вот тут уже можно говорить о специальных техниках, помогающих это сделать. Их много, на самом деле, подойдет практически любая система медитации или любая система игрового взаимодействия с миром. Я расскажу только о том, что знакомо лично мне, но вам никто не мешает найти что-то свое, что подходит именно вам.

Номер один в моем списке игровых техник – система «Симорон». Симоронские практики были довольно популярны лет пятнадцать назад, что сейчас они основательно подзабыты. А зря. Если не забивать гвозди микроскопом – то есть не использовать их для привлечения богатого мужа, или новой квартиры, или выигрыша в лотерею, короче говоря, материальных ценностей, то они отлично работают. А нас как раз не очень интересуют материальные ценности, нас интересуют состояния и запечатления, то есть, говоря опять же кастанедовским языком, практически абстрактный полет.

Я не буду здесь, конечно, излагать симоронский метод. С ним можно легко ознакомиться, скачав в сети книги Гурангова и Долохова (первые три, потом ребята сильно отвлеклись от нужной нам траектории). Я приведу пример конкретной техники (одной из множества).

Итак, симоронский метод справиться со страхом. Согласно этому «учению», когда вы боитесь приближаться к людям и их фотографировать, вы себя в этом убеждаете, можно сказать, что это ваше ситуационное имя (которое вы себе, осознанно или чаще неосознанно, присваиваете – «Я Иван Иванов (или Татьяна Петрова, который (ая) боится приближаться к людям и снимать их». Но вам ведь не нравится быть таким (иначе вы бы это сейчас не читали)? Вот и отлично. Как только вы осознали, что вы сейчас вот это самое, надо срочно… переименоваться! Осознанно дать себе какое-нибудь другое имя. Подойдет любое, какое только придет в голову, нейтральное – «я космонавт Юрий Гагарин, который бороздит просторы вселенной», или нелепое и смешное – «я желтая мохнатая кукарямба». Космонавт Юрий Гагарин и желтая кукарямба не боятся подходить к незнакомым людям. А люди, в свою очередь, не могут проявлять по отношению к ним агрессию. Вот вы сами могли бы, например, рассердиться на кукарямбу? А на Гагарина? Ну вот.

Это, кстати, еще и метод невидимости (ура, я вернулся к основной теме). Потому что человек, стоящий на автобусной остановке или идущий по улице не ожидает увидеть здесь ни Гагарина, ни кукарямбу. Поэтому, когда вы приблизитесь к нему вплотную и сфотографируете его в таком состоянии, он с огромной долей вероятности просто не успеет понять, что вообще произошло.

Вот еще один симоронский способ достижения невидимости – представить, что у вас на голове шапка-невидимка. А еще лучше – играть, так играть, - не просто представить, а написать на шапке, такими большими буквами, чтобы все видели – «ШАПКА-НЕВИДИМКА». Или вот я как-то проходил мимо магазина одежды и видел на дверях объявление: «в продаже трусы-невидимки». Тоже отличный симоронский фотографический аксессуар (тем более, что для симорониста трусы являются чуть ли не предметом силы, так уж сложилось традиционно). Вариант для самых продвинутых – купить трусы-невидимки и надеть на шапку сверху.

Кстати, например, гениальный фотограф Георгий Пинхасов – прирожденный симоронист. Вот что оно говорит на одном из своих мастер-классов (вот это видео, смотреть с 31-1 минуты: https://www.youtube.com/watch?v=ZzU6jrgJgTw&t=1906s): «Мне кажется, для фотографа очень важное слово – «фатализм». В «Магнуме», когда фотограф сделал случайный снимок, он говорит – это не я снял, это абсолютная случайность. Но почему-то удачные «случайности» происходят с одними и теми же людьми. На самом деле они происходили бы с большим количеством людей, если бы те люди, с которыми они не происходят, так сильно не сопротивлялись удаче. Мне кажется, что я научился хорошо снимать тогда, когда я стал не бояться снимать плохую фотографию. Просто нужно ничего не бояться снимать, можно снимать все что угодно, чушь собачью».

По-моему, это очень симоронская мысль – разрешить себе снимать чушь собачью и не париться, не нагружать результат значимостью (правда, если мы представим это в виде надписи на футболке – «я снимаю чушь собачью и не парюсь», - то на спине, конечно, должна быть другая надпись: «но когда я отбираю, я очень требователен к себе»).

Кому-то симоронские методы могут показаться глупостью (они и есть глупость, но глупость контролируемая, опять приходится пользоваться кастанедовским языком). Ок, есть более серьезные, более научные методы работы с этими состояниями.

Прежде всего, конечно, следует вспомнить Карла Густава Юнга и сформулированный им принцип синхронистичности – смысловое упорядочивание событий, не связанных между собой физически. На эту тему написано довольно много, прежде всего самим Юнгом, в частности, статья, которая так и называется: «Синхронистичность: акаузальный связующий принцип». Есть еще работа ученицы Юнга Марии-Луизы фон Франц «прорицание и синхрония».

Понятное дело, что для уличного фотографа мир, полный синхронистичностей, гораздо интереснее, чем мир, в котором все подчиняется принципу причинности. Но дело не только в этом.

Юнг был уверен, что синхронистичности происходят все время, но он не мог этого доказать, потому что наблюдаем подобные явления мы только время от времени (если обращать на них внимание, их становится гораздо больше, но это еще не доказательство). Юнг не мог объяснить, почему так происходит, но он надеялся, что это сделает кто-то из его последователей. Таким последователем оказался ученик Марии Луизы фон Франц Арнольд Минделл.

Минделл придает особое значение слабым сигналам, чему-то, что происходит за порогом нашего сознательного восприятия но что, тем не менее, является частью нашей психической жизни. В своих книгах он пишет, в частности, что связанные между собой по смыслу события происходят постоянно, но мы из просто не успеваем заметить и маргинализируем, то есть очень быстро подсознательно принимаем решение считать, что ничего такого не было, и вытесняем это из сознания. Вообще говоря, таких вытесненных их сознания микровосприятий происходит огромное количество. Минделл называет их «вспышками-заигрываниями». Вот ссылка на главу из его книги «Ученик создателя сновидений», в которой он вводит это понятие, и объясняет как работать с подобными микро-сигналами и зачем это нужно: http://online-knigi.com/page/102137?page=24),

Так вот, это уже мое открытие, если во время блужданий по улице с камерой попробовать применить технику ловли заигрываний, это, как правило, приводит к тому, что происходит что-то интересное, кадр складывается как бы сам собой. Это во первых. Во-вторых, если вы попробуете применить на улице минделловскую технику, я вас уверяю, у вас просто не останется свободного внимания на то, чтобы переживать по поводу возможной агрессии со стороны незнакомцев. Иначе говоря, эта техника позволяет войти в поток, но результаты появляются, если вам действительно это удастся, а удастся это, если вы отдадитесь процессу. А если вы будете в потоке, то вам будет не до того, чтобы чего-то или кого-то бояться.

Есть еще целых две книги человека по имени Михай Чиксентмихайи, посвященные состоянию потока. Честно признаюсь, я пробовал читать одну из них, но не смог дойти до конца. Где-то в середине мне стало скучно – я все понял уже, а автор продолжает мне объяснять то же самое. Может, там где-то дальше есть практические упражнения (от которых может с человеком случиться практическая польза), я не знаю.

Еще есть книги и метод Игры Вадима Демчога. У меня, к сожалению, пока не было времени и возможности всерьез с ними ознакомиться, но там, кажется, может быть немало полезного. Ну и, если вы театральный человек, немало сокровищ таит в себе актерская система Михаила Чехова (опять же, это я сам пока не имел возможности проверить, сужу по отзывам других людей и по некоторым косвенным признакам).

В общем, нужно дать себе разрешение играть в фотографа, который снимает людей. Любым возможным (а если возможные вам почему-то не подходят, то невозможным) способом.
даааа, полный дзэн)
ну или взять обьектив с фокусным подлинее... на фестивале шоколада в Перуджа ходил вечером именно снимать людей, да с 400мм большинство даже не видит тебя и что вообще ты снимаешь конкретно их, мне порой приходилось махать руками чтобы наоборот привлечь к себе внимание :)
https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/69157491.68/0_175630_699e0069_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/370294/69157491.68/0_175635_5db7d815_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/5009/69157491.68/0_175638_a5412d7d_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/69157491.68/0_17563b_ea6fa365_XL.jpg
как же задолбали эти неудачники с длинным Ф.
на 400мм снять стрит довольно сложно приведенные примеры я бы стритом не назвал
да, спасибо - был тут в отпуске за границей - пытался какие-то приемы применять (оказалось, что примерно правильно себе представлял некоторые хитрости)).... Обсуждали тут на днях, кстати, с приятелем-фотографам, что живет в Братиславе сейчас и тоже такой жанр любит - сошлись на том, что в Испании и ему и мне показалось, что народ не любит когда их снимают (местные жители), а в Италии как-то по-другому... Наверно, все-таки национальные различия тоже надо учитывать (но это только опытным путем узнаешь))....
если смог стать невидимым, то уже неважно любят сниматься местные или нет )))
Говорят, очень не любят в Марокко... Кидаются чем-нибудь, иногда бегают за фотографом))
и в некоторых районах Филадельфии - тоже. Насчет Гольяново не уверен, но допускаю, что Марокко в любой стране доступен.
ЧОт ржу ))) я уж слово такое забыл, гольяново :))))
А там ничего особо смешного нет...)