OFF: научите снимать спектакли на ВИДЕО...

  • Sensor
  • 21 февраля, 22:24
  • Просмотров: 112
Каждый год маленький детский театр ставит спектакль и показывает его на небольшой по театральным меркам, но большой по меркам этого театра сцене - зал на 500 зрителей, обычно продаётся около 150 билетов на каждый из трёх показов.

Каждый год это дело снимается на видео и каждый год возникает куча маленьких проблем, которые, есть надежда, человечество уже давно решило. То фокус камера потеряет, то с динамическим диапазоном не может совладать когда вдруг ранее затемнённая сцена вдруг вспыхивает всеми огнями, то полностью "выбивает" в белое артистов.

На операторов, очевидно, средств нет. На камеру денег наскрести можно, но хотелось бы в разумных пределах.

Вопросов собственно парочка:
1. если вдруг натыкались на стоящие видео или текстовые инструкции по съёмке спектаклей - поделитесь пожалуйста.
2. Любые советы из личного опыта. В частности по выбору камеры для таких целей.

Спасибо.
вчера пробу делал... Canon G20... стоит далеко, на самом верху зала - общий план снимает...
параметры все вручную ставил...

фокус: зебра - зебрит, peaking сияет, на экранчике красота - домой приходим, смотрим - мыло мыльное... всё не в фокусе... :(
как в одиночку снять спектакль значит так: берем две камеры, выставляем одинаковые параметры (баланс белого, частота кадров и пр). Одну ставим на штатив и пишем на нее общий план. Нужен будет ассистент (не оператор), который будет контролировать питание и перезапустит ее если стоит ограничение непрерывной съемки. Второй камерой с рук/монопода снимаем крупняки, средние планы, динамику, зрителей. при монтаже паузы между "ручными" кадрами забиваем кадрами общего плана, снятого "стационарной" камерой. Естественно, в момент перезапуска стационарной камеры вторая долдна снимать не прерываясь.
Про звук писали.
Важно помнить правило "трансфокатор не гармошка" (не елозить взад/вперед зуммом), каждый кадр должен иметь начало и конец, для этого нужно предварительно ознакомиться с постановкой, набросать себе кадроплан, что позволит в нужное время занять нужную точку и установить нужное фокусное объектива (если речь идет о репортажной съемке). А вообще рекомендую посмотреть пару-тройку советских спектаклей, снятых для ТВ.
сли появится возможность взять второго оператора с камерой, то все еще упростится. Самый квалифицированный снимает крупняки, страсти и внутреннюю динамику сцены, второй - средние планы, общий план пишет камера на штативе в автономном режиме.
что до камер, то они могут быть достаточно разномастными. к примеру концерты рокеров я снимаю тремя кэнонами: двумя пятерками и соткой: марк 2 - общий план со штатива, марк 4 крупняки и драйв, сотка - дублирует средние планы и крупняки с других ракурсов. Марк 4 и 100д с STM автофокусные, поэтому можно достаточно свободно и оперативно занимать нужные точки/ракурсы
спасибо! >трансфокатор не гармошка
ага... на своём горьком опыте вывел это правило... :)
добавлю чуток на камере, снимающей общей план, обязательно зафиксировать все параметры: баланс белого, яркость, фокус и пр.
для среднего и ближнего плана тоже не забывать фиксировать фокус для каждой сцены, чтобы не было расфокусировок и перепрыгиваний фокуса на задний план.
Спасибо! > на камере, снимающей общей план, обязательно зафиксировать все параметры: баланс белого, яркость, фокус и пр.
> для среднего и ближнего плана тоже не забывать фиксировать фокус для каждой сцены, чтобы не было расфокусировок и перепрыгиваний фокуса на задний план.


Это как раз тот урок, который в прошлом году был получен методом ошибок. Особенно с фокусом. Там вообще дурь с одной камерой приключилась на одном из спектаклей - кадр "задевал" проход в середине зала и в результате камера перестраивала фокус на опоздавших... а потом так и осталась сфокусированной на этом ряду..
В этом году будем умнее и зафиксируем фокус!

Осталось понять как жить с экспозицией... сейчас на фотографиях приходится делать -1.5-2EV чтобы лица не "выбивало". На камерах такое тоже приходилось делать, но тогда относительно светлые сцены становятся тёмными... :(
К стати да. На общеплановой камере фокус поставить вручную и отключить автофокусировку. Вообще желательно для нее и экспозицию выставить тоже руками по самой часто встречающейся на протяжении спектакля освещенности сцены (сделать это заранее, на предварительном прогоне)
Ну, во-первых, неплохо бы собрать единомышленников, , готовых по мере сил обучиться и принять участие в съёмке.

Во-вторых, посмотреть, какие камеры имеются у вас у всех в ближайшем доступе, включая экшн-камеры, смартфоны и т.п., с каким фокусным расстоянием, светосилой, объёмом памяти и прочими ограничениями, протестировать качество картинки каждого девайса в примерно таких же условиях освещенности, какое будет на мероприятии.

В-третьих, определиться с тем как и на что будет записываться звук - и это очень важно! В идеале, звук должен быть записан на отдельный качественный рекордер с хорошим встроенным или внешним микрофоном, расположенным как можно ближе к говорящим на сцене или, если на спектакле имеется звукооператор, обеспечивающий микширование и звукоусиление звука с индивиндуальных микрофонов актёров, музыкантов, фонограмм и т.п., то надо заранее рассмотреть возможность записи звука непосредственно с его пульта, узнать, какой кабель для этого потребуется, сделать и прослушать пробную запись, настроив уровень записи так, чтобы она не была слишком тихой и не было перегрузки.

Далее надо обучить всех пользоваться своей камерой (мыльницей, смартфоном - у кого что) - (ЗАПРЕТИТЬ СНИМАТЬ ВЕРТИКАЛЬНО!), как работать с крупностью, как фокусироваться, как реагировать на резкую смену освещённости, как не мешать друг другу в конце концов, в идеале - распределить точки съёмки и границы перемещения каждого оператора, а также оптимальную крупность планов в зависимости от доступных фокусных расстояний и возможности стабилизации у каждого).

Перед съёмкой освободить место для файлов на всех записывающих устройствах и сверить на них дату и время как можно точнее (пригодится при монтаже), зарядить все батарейки, а камеры, стоящие на штативах или даже носимые по возможности запитать от сети или от мощных пауэрбанков.

Снимать все три дня один и тот же спектакль, сливая каждый раз файлы в одно место, распределяя по папкам, соответствующим каждому дню, для того, чтобы впоследствии можно было "запоротый" по съёмке фрагмент взять из файлов другого дня....

Монтировать, отталкиваясь от самой качественной ЗВУКОВОЙ дорожки, постоянно визуально мониторя синхронизацию каждого снятого плана именно с этой звуковой дорожкой...

Вот так я вижу альтернативу попытке снять всё на одну камеру, которая "должна сама всё сделать" (чего конечно же НЕ БУДЕТ).

... Если что-то упустил, путь меня поправят или дополнят.
По поводу ограничений на продолжительность непрерывн непрерывной съёмки: при наличии нескольких операторов можно быть уверенным, что остановки у каждого из них будут в разное время и продолжая снимать по мере возможности, каждый из них с высокой долей вероятности перекроет паузу другого, а при точнлй сверке часов собрать все файлы при монтаже будет достаточно легко. Вот звук непрерывно и качественно записать, как основу юудущего монтажа - это очень важно!
Спасибо.... по поводу синхронизации нескольких камер - сейчас все камеры снимают со звуком и современные программы видеомонтажа прекрасно справляются с совмещением нескольких роликов используя именно звуковую дорожку...
Вот лично я, как звукорежиссёр с пусть и давнишним , но всё-таки опытом работы по звукозаписи различных мероприятий, ни в коем случае не стал бы доверяться встроенным в камеры микрофонам, которые мало того, что имеют совершенно разные характеристики, но ещё и постоянно перемещаются в пространстве, подчиняясь не звуковой целесообразности, а туда, откуда лучше картинка (что почти всегда не совпадает), и вообще - пообщайтесь со штатным звукооператором зала или спектакля, если таковой имеется, а если нет, найдите такого в каком-нибудь зале или театре - много интересного узнаете... Да и в плане синхронизации разных файлов, чем больше "зацепок" за реальные секунды (а это будет ещё и атрибут "время создания файла") - тем лучше.

... И вот ещё что: Не надо недооценивать значимость звукозаписи при создании видео. Шикарнейшее по картинке видео с ужасным звуком воспринимается зрителем гораздо хуже, чем картинка с качеством "не очень", но с отличным звуком - проверено многократно - это именно так.
совершенно согласен! то, что нужен хороший звук это мы давно поняли. и когда поняли стали снимать звук на диктофон с пульта на который приходят четыре напольных микрофона закреплённых по краю сцены.

Что до синхронизации, то в описании к Final Cut Pro всё доходчиво написано - либо есть специальный генератор (у нас нет), либо нужно создать событие типа вспышки по которому засинхронизировать отснятый материал, либо положиться на функцию синхронизации по аудио. И вот последним мы как раз уже несколько раз пользовались и всё работает просто идеально.

https://support.apple.com/kb/PH12656?locale=en_GB
... и там же почти в самом начале написано вот что: "... For multicam projects, it’s a good idea to set the date, the time, and the time zone on your camcorder or recording device before you shoot footage. This provides useful information to Final Cut Pro during the automatic multicam clip creation process. ..." (конец цитаты)

Считаю рекомендацию отнюдь не праздной, о чём выше и писал.
За видео хвалят БЗК Panasonic
раньше у фотиков было ограничение по длительности непрерывно записываемого видео... сейчас ещё такое есть?

за наводку спасибо. в фотики не смотрели, но и видеокамеры Панасоник тоже хвалят... V770 например.
По-моему есть Вот тут можно почитать:
http://olympus.ourlife.ru/forum/forum/128-video-v-sisteme-micro-43/
а не дешевле и проще нанимать раз в год профи?
боюсь неподъёмно... приценивались только к аренде камеры - уже неласково было... а с человеком это вообще целое событие... дело в Бостоне происходит.
Re: боюсь неподъёмно... > дело в Бостоне происходит.

Подстреловы не знакомы случаем там? =)
навскидку фамилия ничего не говорит...
Ну, и ладно. Бостон большой. =))
Извините, но я не понимаю зачем заморачиваться этой темой...
Снять "одним планом" и одной камерой супер-качественное видео вы все равно не сможете.
То, что на съемке детских спектаклей вы будете получать то что написали - кмк нормально.
Или вы надеетесь продать эти видео на ТиВи?
этот незабываемый шарм русскоязычных форумов... :)
Американский форум - задал вопрос, тебе на него обстоятельно и вежливо ответят.
Русский форум-задал вопрос, тебе 2 часа будут объяснять какой ты .удак!


Может я недостаточно вводных дал чтобы помочь решить задачу, а не менять условия? Ну хорошо, я добавлю.

Видео делается для бабушек, дедушек и прочих родственников и друзей артистов, которые, в силу своей занятости и/или удалённости, не могу присутствовать на спектакле лично. Если это важно, то представление даётся в сельско-церковном клубе Лексингтона, что в 20 верстах от города Бостона штата Массачусетс.

И вот эта аудитория не претендует на качество съёмки спектаклей БДТ, но хотела бы видеть лица своих чад, а не размытые белые пятна на чёрном фоне.

Представление создаётся на общественных началах - родители и дети делают всё своими руками бесплатно. Деньги от билетов и пожертвований идут на оплату материалов и реквизита, аренду зала, оплату поездки на фестиваль детских театров.
Бюджета на профессиональную видеосъёмку нет.
Интересно, что профессиональные фотографы из русскоязычной среды сами вызываются снимать это мероприятие и делают это бесплатно.

Ещё раз повторю вопрос - есть ли практические советы или ссылки на советы как и чем снимать видео в указанных условиях.
Ну, вы ж задали вопрос на русскоязычном форуме? Значит подсознательно хотели получить ответ "на другом энергетическом уровне" ;o))


=====================
Не знаю.
Я достаточно много снимал спектакли своей дочки в школе.
И сделал 2 вывода:
1. Заморачиваться с качеством - глупость.
Ибо никто "в актерское портфолио" складывать эти "работы" не будет, -посмотрят в кругу семьи от силы пару раз, и забудут как о пройденном этапе.
2. Бороться за качество с "родительским бюджетом" бесполезняк полный.
Ибо начинать надо не с камеры, в таком уж случае, а с постановки света сценического таким образом, что бы можно было снимать...
Т.е. Вам надо ставить задачу перед постановщиком: мы хотим снять ЭТО на видео, а не только из зала поглядеть.

Тогда для съемки подойдет совершено любая видео-камера Панасоник средней ценовой категории.... =)))
Если фотографы предлагают поволонтёрить (или за ссылку в титрах), то к чему все вопросы? Та техника, которая у них на руках и будет рабочей. Договоритесь с 3-4 людьми - один слева, один справа, один опоздает или заболеет. Предусмотрите соотвестсвующие места для штативов, которые не будут блокировать сцену зрителям и не будут блокироваться головами зрителей - фотографы знают свою оптику и куда с ней ставить камеру, туда дотянуть розетку и стульчик.
То что надо сделать заранее - выделить куратора под видео часть, обеспечить свет и звук. Со светом в церковно-приходском американском актовом зале проблем быть не должно, ну проверить-поменять лампочки в софитах. Звук - консультироваться с фотографами, что им надо. Если они не знают - рентовать микрофоны/радиомикрофоны и рекордеры и тупо писать всё подряд.
Попросить будущих операторов заглянуть на репетицию и проверить-поснимать (не стирая) видео, проверить как пишется звук - лишним потом материал не будет, косяки случаются. Экспромтом, с первого раза - я бы не рисковал, это никогда не выходит.
Все футаджи отдать более-менее монтажерам - они сведут звук и все видео. Не обязательно бостонским, можно и белорусским аутсорсерам бомбящим обработкой свадеб. Да, выделить на это хоть какой-то бюджет - вот эту работу бесплатно делать не стоит.

Если нет операторов со своей видеотехникой, то фотографы с mft Olympus/Panasonic или Сони imho достаточные системы для подобной съемки.
спасибо. многое из этого уже делается. фотографы художники... они хотят фотографии делать, но не видео... хотя можно спросить.. и 3-4 не набирается.... каждый год почему-то один (но разный) набирается... :)

звук пишем на диктофон в будке.

сводили до сих пор сами в Final Cut Pro - он достаточно удобно это всё делает - здесь, если исходник хороший, то проблемы нет. Хотя за совет про свадебных спасибо.

> То что надо сделать заранее - выделить куратора под видео часть, обеспечить свет и звук.
из того, что я знаю, когда спектакль снимаю специально для съёмки, то свет делается не для зрителя, а специально для видеосъёмки. мы же себе такого позволить не можем, а потому свет будет таким каким он будет для зрителя.

Ещё раз спасибо за советы....