Отчёт о поездке по Уралу.

  • NSA65
  • 23.01.2006, 12:49
  • Просмотров: 606
«По Уралу»

После «Крымской кругосветки» 2003 года и «пустого», т.е. без путешествия, 2004 года, в этом 2005 году мы решили посетить доселе наполовину неизведанный Урал. Наполовину – потому что 15 лет назад, в 1990г, мы уже побывали в Перми, в Кунгурской пещере, плавали по р.Чусовой…
Предполагаемый маршрут, который мы, кстати, прошли весь, пролегал вдоль Уральского хребта, от Южного Урала до Среднего.
Выехали из Сарова 9 августа, в этом году без прицепа, т.к. экипаж – 3 человека: я, жена и дочка. Сыновья остались благоденствовать без родителей дома.
Пройдя по объездной Саранск (хотели заехать в музей Эрзи, но большинством голосов решили не заезжать), первую остановку сделали не доезжая полсотни километров до Ульяновска, в селе Прислониха. В этом селе родился, жил и творил знаменитый русский советский художник А.Пластов, написавший более 10 тысяч картин, набросков и этюдов, чьи произведения выставлены в полусотне музеев по всему миру. Мы посетили дом-музей художника, осмотрели экспозицию… Странное дело, много раз проезжал по этой трассе, удивлялся необычному названию села, останавливался здесь в кафе, но только сейчас, благодаря недавно установленному на обочине дороги красочному плакату, узнал об этом музее.
Перед Ульяновском, как всегда, остановились полюбоваться через забор на экспонаты музея авиации на ульяновском аэродроме, где представлен, кстати, и знаменитый ТУ-144.
Простояв более получаса в пробке на спуске к мосту через Волгу, пересекли её и потом, как всегда поплутав по Димитровграду, у поста ГАИ сразу после въезда в Самарскую область свернул налево на Кошки, чтобы выскочить на трассу М5 уже у «четырёх С» (Сергиевск, Сургут, Суходол, Серноводск). Там, на высоком увале, среди высокой травы, обозревая с высоты окрестности в бинокль, мы и встали на нашу первую ночёвку.
На следующее утро, пройдя неровный участок М5 в Самарской области и миновав «кусочки» оренбургской области и Татарстана, полюбовавшись на многочисленные аккуратные «качалки» нефтяных насосов, въехали в Башкирию. В красивом придорожном кафе, перед которым работал фонтан(!) с фигурами лося и пантеры, закупились провиантом и пошли на Уфу.
В Уфе мы из конца в конец проехали по красивому и широкому центральному проспекту им.Салавата Юлаева и, выехав из города по стерлитамакскому шоссе, в Булгакове свернули налево на Белорецк. Вкусно и дёшево пообедав национальными башкирскими блюдами в придорожном кафе, стоящем посреди степи на окраине села, полюбовались на р.Белую с высокого моста. Взглядом я нашёл высокое дерево на берегу, под которым я когда-то пару раз останавливался на ночёвку…
И вот началось предгорье Южного Урала, чем-то очень похожее на крымское мелкогорье где-нибудь около Щебетовки: почти такие же крутобокие высоты, покрытые буйной растительностью, неширокие долины бурливых горных речек, извивы ленты шоссе… Чем ближе к Инзеру, тем выше становятся горы, круче слоистые скалы, прорезанные лентой шоссе, живописней обрывы за обочиной, «серпантинней» повороты дороги…
Миновав Инзер, спускаемся в долину р.Белой и в Серменёве сворачиваем налево на Белорецк.
Вот и старый знакомый – город на реке Белой, в котором на выезде на Магнитогорск сворачиваем налево на Учалы, Миасс. Отсюда начинается наш маршрут вдоль Уральского хребта.
Отъехав от Белорецка пару десятков километров, в широкой межгорной долине безымянной речушки встаём на ночёвку в живописном месте на опушке леса с видом на далёкие горные вершины.
А утром – граница Европы и Азии по реке Урал, по обоим берегам которой на обочине дороги стоят стелы. Урал здесь совсем ещё речушка с заросшими кустарником берегами. Так мои женщины впервые в жизни оказались в другой части света.
После Учалов горы постепенно уходят влево и ближе к Миассу дорога идёт среди широких полей. Пересеча напрямую трассу М5, через несколько километров въезжаем в Миасс, после которого дорога идёт вдоль живописной долины одноимённой реки.
А вот следующий город Карабаш поразил своим лунным пейзажем. Города, кстати, с дороги и не видно, только слева и справа видны огромные чёрные отвалы пустой породы, бесчисленные вагоны, козловые краны, заборы… Посреди ровного асфальта дороги ни с того ни с сего вдруг появились глубокие ямы, попав в одну из которых здорово погнул оба диска правого борта. Пришлось заезжать в шиномонтаж, где мне их быстро выправили.
Далее, миновав Кыштым, сворачиваем в Касли, чтобы посетить музей художественного литья по металлу. Полюбовавшись на бескрайние просторы озера Иртяш, в городе нашли аж два музея художественного литья, но осмотрели только один, тот, который около военкомата.
На выезде из Касли повеселила высокая стела с именем города, естественно, из «художественного» металла. Вся стела до самого верха украшена повязанными разноцветными ленточками, лоскутками, шарфиками, весело трепыхающимися на ветру. Видимо, свадебная традиция у них там такая.
Через пару десятков километров, у Тюбука, левым поворотом выходим на трассу Челябинск-Екатеринбург, которая после границы областей становится прекрасной автострадой.
Переночевав в сосновом перелеске на окраине города с красивым названием Арамиль, утром въезжаем в Екатеринбург и осматриваем храм и часовню на месте бывшего дома Ипатьева, в подвале которого была расстреляна царская семья. В часовне монахиня-продавщица иконок, узнав, что мы из Сарова, предложила нам святой саровской воды, от которой мы с улыбкой отказались, сказав, что у нас её в багажнике целая канистра.
Поколесив по городу, из Екатеринбурга выезжаем по Серовскому тракту, который до Нижнего Тагила представляет собой всё такую же прекрасную автостраду, идущую мимо всех населённых пунктов, причём в отличие от автострады до Екатеринбурга, здесь её встречная полоса иногда уходит за горы так, что её вообще не видно. Перед Невьянском был остановлен гаишниками за превышение скорости более чем на 30 км/ч, но после доброжелательного разговора с ними был отпущен с пожеланиями «счастливой дороги».
Автострада закончилась у АЗС на повороте на Нижний Тагил и далее пошла хоть и не автострада, но всё такая же отличная дорога с двухуровневыми развязками в уральские города – Горноуральск, Верхняя Тура, Нижняя Тура…
Перед Нижней Турой по одной из таких эстакад уходим налево на Качканар, Тёплую Гору… Качканар, кстати, тоже остаётся в стороне справа – на круговой развязке посреди леса уходим налево и через несколько километров на границе областей видим монумент «Азия-Европа». Так закончился наш двухдневный вояж в другую часть света. Сам белоснежный монумент почти весь расписан надписями чёрной краской участниками свадебных кортежей, один из которых мы и наблюдали…
На выезде из Горнозаводска я углядел мотель и предложил своему экипажу «совершить омовение» – сходить в душ в мотеле, что и было с энтузиазмом принято.
После Горнозаводска повернули направо на Березники. Дорога красивая – кругом лесистые горы, довольно широкие, но мелкие бурливые реки, живописно разбросанные по склонам дома немногочисленных деревень… И как противовес этому – убогость, серость и нищета полузаброшенных шахтёрских городков с еле теплящейся в них жизнью: Гремячинск, Губаха, Кизел, Александровск…
И вот самая северная точка нашего путешествия – Соликамск. При подъезде к нему поражают огромные белесоватые отвалы пустой породы соляных шахт. В городе мы посетили старинный Троицкий собор, поднялись на звонницу, посетили музей соли, в котором заведующая для нас двоих с дочкой провела полноценную экскурсию, на прощание подарив разноцветные кристаллы каменной соли и путеводитель по городу. Побродив по рынку, посетив городской универмаг, залившись бензином на заправке, мы покинули этот старинный русский город.
Обратная дорога на Пермь – напрямую через Добрянку. Но, доехав до Полазны, свернули налево на Чусовой с целью в Кунгуре посетить знаменитую Ледяную пещеру, в которой мы не были с 1990 года.
На дороге Полазна-Чусовой мы попали в самый разгар аврального завершения строительства этой дороги – огромное количество техники, объезды строящихся участков, прекрасный асфальт на уже готовых, опять щебень и, главное, в этот солнечный жаркий летний день, клубы всепроникающей пыли, от которой от нашей чистоты после вчерашнего душа не осталось и следа…
Выскочив в Чусовом на трассу Березники-Кунгур, все 120 км до Кунгура мы наслаждались вполне приличным асфальтом. Так как уже вечерело, посещение пещеры отложили на утро, встав на ночёвку на берегу притока Сылвы реки Шалквы.
Утром – в пещеру. Но как изменилась «припещерная» территория за эти 15 лет! Раньше у входа в пещеру не было ничего, кроме асфальтовой площадки с будочкой кассы рядом. А сейчас здесь и кафе, и торговые сувенирные ряды, и ограда территории с охранниками на въезде…
Впечатления от посещения пещеры описывать не буду – это надо видеть.
После Кунгура 90 км – и Пермь, в которой мы задержались, посещая родственников.
Из Перми через Краснокамск уходим на Ижевск, до которого хотели добраться по срезке через Воткинск, но из-за ремонта дорога Бол.Соснова-Воткинск была закрыта и пришлось идти через Игру.
В Ижевске хотели посетить недавно открытый музей Калашникова, но как везде в России, в понедельник – выходной. Поэтому мы только полюбовались на это красивое здание из зеркального стекла со скульптурой знаменитого «автоматчика» у главного входа.
Выехав из Ижевска, взяли курс на Елабугу, в которой довольно быстро нашли дом-музей Марины Цветаевой, который всё из-за того же понедельника был закрыт. Пройдясь по площади, на которой установлен памятник поэтессе, выехали на трассу на Казань.
200 км до Казани по приличной дороге пролетели быстро и вот мы уже читаем щит у поста ГАИ на Казанской объездной, что проезд через город транзитному транспорту запрещён – Казань готовилась к своему 1000-летию. Не ощутив на себе никакого внимания гаишников, решаемся всё-таки свернуть в город.
В Казани мы покатались всласть, проехав город из конца в конец. Единственное что – это мы не попали в Кремль опять-таки из-за приезда Путина на юбилей Казани.
Выехав из Казани, по новому мосту пересекли широкие разливы Волги и свернули на Чебоксары. На всём протяжении трассы М7, проходящей по территории Чувашии, дорога очень неровная, с колеями в асфальте, да ещё и с многокилометровым участком полностью реконструируемого шоссе после Чебоксар.
После въезда в родную Нижегородскую область в Воротынце свернули налево на Сергач – задумал показать дочке пушкинские места, Большое Болдино.
В Болдино с экскурсией прошли по барскому дому, обошли всю усадьбу, показавшуюся мне удивительно маленькой по сравнению с моими детскими воспоминаниями, сфотографировались у памятника поэту, вспомнив, как мы делали это в Тригорском 6 лет назад.
Ну, а далее всё просто – Лукоянов, Первомайск и вот он, КПП родного Сарова.
Приехали 16 августа, пропутешествовав 8 дней и 4300 км.

Сергей Никифоров (aka NSA65)
Обсуждение закрыто модератором
Любопытно... Я тоже считал, что ездил летом 8 дней по Уралу:-) - пересечений с тобой, действительно, почти нет (как ты и говорил). Разве что Кунгур - Соликамск:-).
Фотки давай!
Сергей, все упомянутые дороги асфальтовые? Спасибо за отчет. Надеюсь, он послужит мне руководством к действию этим летом.
- Кирилл
Да. А ты куда летом собрался?
Пока это только планы Вот все то же самое плюс Верхотурье, Алапаевск, Тюмень, Тобольск. И еще, помню, какие-то красивые озера есть в районе Миасса - Касли. Конкретный маршрут еще не разрабатывал, да и со сроками отпусков определенности пока нет.

Интересно, а если ехать вдоль Урала (по азиатской стороне) на север, где кончится проходимая дорога? Серов? Ивдель?
На этом участке Миасс-Касли пара достойных озер: Тургояк (около Миасса) и Увильды (около Кыштыма). Не следует понимать "пара" как "только пара".

Хотя под Кыштымом и находится тот самый г.Озерск с комбинатом "Маяк", но след (ВУРС) уходит от него на северо-восток, т.е. Увильды не задевает никаким образом. Не говоря уж про Тургояк.
Озера там по всему Южному Уралу самый юг Свердловской, половина Челябинской и большАя часть Курганской. Есть атлас свердловской картфабрики, так и называется "Озера Южного Урала", двухкилометровка, там все эти места есть. Как я понимаю, главная проблема - не попасть в радиационный след, он там как раз по озерам проходит. В атласе след обозначен, а вот с аккуратным показом троп - беда. Но с ним вообще беда.
От Ивделя доезжали на север только до Вижая, далее( говорят только зимник
А есть там что-нибудь интересное,или не стоит ехать?
У меня вообще написано что от Ивделя до Пелыма зимник. Что, неправда?

И вроде строят там, не знаю, правда, достроят что-нибудь к лету или нет.
Может, пригодится? <a href='http://www.auto-izhevsk.narod.ru/Jekatqerinburg/Hanty-Mansijsk.html'>http://www.auto-izhevsk.narod.ru/Jekatqerinburg/Hanty-Mansijsk.html</a>
Спасибо, у меня оттуда и есть, точнее, с автотрансинфо. Так они и пишут, что от Ивделя до пелыма зимник. Вечером посмотрю карту, может, мы вообще о разных направлениях говорим.
Re:У меня вообще написано до Полуночного нормальная дорога была, дальше до Вижая грейдер, инфа 2003 г.
Проверил - разные дороги Вижай - на север от Ивделя, Ос и Пелым - на северо-восток. Но все равно спасибо, в базу сейчас внесу.
дык вопрос был "на север" :о)
Спасибо, исправлю вечером