пятничное, про шиномонтажников наблюдение

  • timm_s
  • 01.11.2019, 18:21
  • Просмотров: 204
Сколько ни переобувался в шиномонтажных мастерских, ни разу работники мне не закручивали болты крест-накрест. Объясняют, что и так нормально. Уже становится забавно. Вроде бы простое правило, во всех справочниках оно описано, и его выполнение не требует лишних усилий. В этот раз мужик мне затягивал гайки полуметровым ключом, давя на него всем весом (~80 кг). Конечно, не крест-накрест. При этом он заметил, что что-то болты крутятся и крутятся, не упираются. Сейчас я посмотрел таблицу момента затяжки колесных болтов М12х1,25 - 65,0–95,0 Нм. Это как всей массой тела 70-80 кг надавить на ключ длиной 15 см. А не полуметровым затягивать.
Обсудил ради хохмы с братом. Он работал учителем в школе, сказал, что люди часто не способны системно учиться новым вещам, навык обучения отсутствует в обществе. На его машине откручивали колесные гайки метровым ключом, кое-как открутили, при этом машина ходила ходуном, и приходилось давить педаль тормоза всей силой.
Не доверяй затягивать болты колёсные, особенно крутилками. Если что колесо на дороге тебе менять.
А кстати резьбу на болтах смазывать или не стоит?
Я аэрозольной графиткой брызгаю. Но болты потом еще несколько дней тянуться немного. Зато резьба не ржавеет.
Затягиваю штатным баллонником с короткой трубой сантиметров 30.
Инструкция предписывает смазывать.
Я смазываю графиткой, если вижу сухость. Со временем смазка превращается в густые сопли, вращение тугое. Но лучше так, чем получить закисший болт.
Иногда всё же стоит почитать инструкцию от аппарата. Про колёсные болты там написано.
И не только резьбу, но и коническую часть. Она прихватывает даже сильнее, чем резьба.
смазывать. НО, после этого не давать шиномонтажникам закручивать.
забыл добавить, смазывать тонким, тончайшим слоем. если аэрозолью, то пшик на конус и пальцем растереть по резьбе.
Смазке и железкам пофиг сколько смазки - капля или макали. В паре трения в резьбе и конусе её количество не изменится от этого.
Про конус отчасти соглашусь. Но про резьбу - нет.
Одно дело, если все нитки в обильной смазке на всю глубину резьбы, другое, если на/в резьбе есть "сухие" не промазанные места. Именно они дадут необходимый коэффицент трения без прослойки молекул графита и масла (если мы про графитку)
Если пальцем по резьбе размазать, то даже при одном обороте болта по контактной поверхности всё размажется. Но вообще то мне непонятно такая истерика по поводу смазки на болтах. Если у болта/гайки неизношенная и не повреждённая резьба, и момент затяжки нормальный, то такие болты никогда ни у кого не откручивались.
Истерика будет от сорваных резьб, после шиномонтажки с пистолетом, и смазанных болтов.
Не надо пистолетам вообще доверять, крути сам. Если будут упорствовать, спроси какой момент стоит)
Машу каслом не испортишь. Лишь бы на тормозные диски не попало :)
когда-то я любил смазывать любой крепеж, тем более не жигулях. и по-толще, по-гуще но один раз потерял в дороге гайку, шпильки крепления генератора. Буквально выпала на дорогу, слышал блям-блям по днищу. А за день, до этого я снимал-одевал гену, и "как обычно" прям макал метизы в банку с графиткой, резьбой...

А колесы, дело такое, - важное. Тем более если болты. Так что умеренность, в этом узле автомобиля не помешает. И главное, со смазкой ступичную резьбу очень леко сорвать пистолетом при затяжке.
Так что ш.монтажник с опытом, скорее кряхтя и бухтя (ну зачем резьбу на колесах мазать) - прольет крепеж очистителем, как ты выше писал - чтоб НЕ открутились.
Это не повод не смазывать. Просто надо нормально затягивать. Уж колёсная гайка сама точно не отвернётся при нормальной затяжке, хоть как её смазывай.
Нищеброды, не накопившие на пневмогайковёрт. Когда накопят, станут ещё опаснее, т.к. там момент затяжки можно выставить любой, а сам при этом усилие практически не будешь чувствовать.
А среди механиков вообще бытует мнение, что научить сопромату невозможно. Одни его понимают, другие не понимают. Тех, кто понимает, можно научить терминологии и методам расчётов, а остальным - хоть кол на голове теши.
А что до порядка затяжки, то лично я, как любой человек, имеющий приличный опыт всяких механосборочных работ, просто рефлекторно всегда любые 4 болта или гайки, расположенные квадратом, буду тянуть по диагонали. Но в случае с колёсами это не так критично. Во всяком случае, если привалочные поверхности в нормальном состоянии и диаметр центрального отверстия колеса соответствует ступице. А если не соответствует, и колесо центруется только гайками или болтами, то это по-любому колхоз, как ни тяни.
Этой осенью мне замечательно закрутили пневмогайковёртом, аж штатные болты стали задевать планку ручника. Отпустил возле дома метровой трубой )
Надо было приехать на шиномонтажку, дать им в руки баллонный ключ со словами - "на, откручивай свои болты!"
У меня такое ощущение, что они очень боятся недотянуть.
Борода, я твой фоннад :)
Сын сегодня менял колёса на Приоре сам приучил его пользоваться динключом. Пришлось отдать свой удлинитель воротка и свежекупленную CR-MO головку. Тянем 80 Нм что бегемоту, что Приоре.
кмк для приоры динключ - лишнее )) чтк у бегемота - не знаю.
Я руками тяну. По мануалу 10-12 кгсм, для ключа чуть длиннее 20 см и моих 80 кг веса это получается "давануть плечом без фанатизма"

Дмитрий.
Хорошая привычка не много ни мало. Приоре 190 ткм, как ей только колёса ни прикручивали. Устала она.
Так что динключ не помешает.

У бегемота ступицы (резьбы) всего 10мм, так что лучше аккуратно.
Немного им поработать, чтобы представлять на ощупь, какой момент соответствует какому усилию - может, полезно. Но постоянно крутить колёса динамометрическим ключом - курам на смех.
Динамометрический ключ не даст никакого ощущения затяжки. Чтобы почувствовать как тянуть надо сломать несколько болов или порвать им резьбу. Вот тогда становятся понятны фазы затяжки - выбирание зазора, создание натяга, упор, деформация резьбы. Если тренироваться не на чем, то лучше динамометрическим.
А в чем разница от обычного? Так же крутишь и усе, или щелкнет или пикнет. Все одно в машине.
Начнём с того,что необходимость его в машине возить не очевидна. В отличие от общечеловеческого баллонника.
Продолжу веселить кур :)